Методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха

ˑ: 

А.И. Салмова1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1
Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Глузман3
1Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань
2Казанский национальный технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань
3Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Республика Крым

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха.
Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент на базе СШОР «Спектр» (г. Казань), в котором приняли участие 28 бильярдистов с нарушением слуха (возраст 9-11 лет), обучающихся в отделении «бильярдный спорт» (КГ – 14 человек, ЭГ – 14 человек). Разработана методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха, которая включает: увеличение количества часов на теоретическую подготовку, адаптацию программного материала с учетом особенностей анализаторов данной категории спортсменов; использование системы авторских жестов, определяющих систему основных ударов в бильярде; применение ряда разработанных технических средств, больший объем средств оздоровительно-корригирующей направленности, использование средств ментальной тренировки и т.д.
Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха подтверждена более высокой положительной динамикой всех исследуемых показателей в ЭГ, по сравнению с КГ. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о целесообразности внедрения предложенных средств и методических подходов в тренировочный процесс спортсменов с депривацией слуховой деятельности.

Ключевые слова: бильярдный спорт, бильярдисты с нарушением слуха, тренировочный процесс, начальная подготовка, методика.

Литература

  1. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 13.
  2. Парфенова Л.А. Эффективные формы физкультурно-спортивного взаимодействия молодежи и людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Черенщиков Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 9. – С. 59.
  3. Салмова А.И. Программно-методическое обеспечение тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха / А.И. Салмова, Л.А. Парфенова // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 6. – С. 60-63.
  4. Салмова А.И. Методика тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки / А.И. Салмова. – Текст: непосредственный // Теория и методика физической культуры. – 2020. – № 2. – С. 88.
  5. Эльмурзаев М.А. Построение моделей физической рекреации: инновационный вектор развития / И.А. Панченко, Н.В. Пахолкова // Теория и методика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 47-48.
  6. Эльмурзаев М.А. Социальный аспект адаптационно-востановительной модели физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, С-А.М. Аслаханов, А.И. Коваленко // Теория и методика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 34-36.