Естественно-научная подготовка бакалавров физической культуры на основе компетентностного подхода

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Осадчая
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Цель исследования – актуализация естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры в рамках федеральных образовательных стандартов высшего образования.
Методика и организация исследования. В работе представлен перечень естественно-научных дисциплин, входящих в образовательные программы ведущих профильных вузов России по направлению подготовки «Физическая культура».
Результаты исследования и выводы. На основе опыта, приобретенного в Екатеринбургском институте физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», предлагаются способы повышения качества естественно-научного образования в условиях сокращения количества естественно-научных дисциплин. Автор рассматривает системно-интеграционный аспект, состоящий в сочетании общенаучных концепций системного подхода с отдельными концепциями в рамках физической, химической и биологической картин мира. Изучение научных картин мира с привлечением основных понятий и положений общей теории систем позволяет выявить общие закономерности строения, организации, функционирования и саморазвития всех природных систем и тем самым обеспечить логическую взаимосвязь на базе общего методологического подхода.
Особое внимание в работе уделено поиску новых подходов в обучении. В качестве выводов в статье определены способы повышения уровня естественно-научной подготовки бакалавров физической культуры, сформулированы некоторые рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: естественно-научная подготовка, естественно-научное образование, интеграция, мировоззрение, естественно-научная картина мира, компетентностный подход, системный подход и критическое мышление.

Литература

  1. Бусыгин А.Г. Естественно-научное образование в высшей педагогической школе: поиск новых подходов / А.Г. Бусыгин, С.В. Левина, А.А. Александрова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. № 69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-vyss... (дата обращения: 23.02.2021).
  2. Васильева Н.А. Становление естественно-научного образования в России в ХVIII – первой половине ХIХ вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.А. Васильева. – Челябинск, 2008. – 24 с.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – бакалавриат по направлению подготовки 521900 – Физическая культура. Введен Приказом министерства образования от 02.02.2000. [Электронный ресурс] // URL: docviewer.yandex.ru (дата обращения: 15.02.2021).
  4. Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач / Г.С. Ковалева // Вестник образования России. – 2019. – № 14. – URL: https: // skiv.instrao.ru (дата обращения: 23.02.2021).
  5. Примерная образовательная программа 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс] // URL: http://lesgaft.spb.ru/sites/default/files//u144/upload/bakalavriat_poop_...(дата обращения: 15.02.2021).
  6. Старостина С.Е. Естественно-научное образование в высшей школе: состояние, проблемы / С.Е. Старостина // Вестник ЗабГУ. 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovaniev-vyssh... (дата обращения: 23.02.2021).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/49_03_01_Fisra.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 940 [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 15.02.2021). Примерная образовательная программа 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриат) (дата обращения: 15.02.2021).
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – бакалавриат по направлению подготовки 034300 Физическая культура. Введен приказом Министерства образования РФ от 15.02.2010 г. № 121 [Электронный ресурс] // URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115812.pdf (дата обращения: 15.02.2021).