Педагогическое целеполагание в сфере физической культуры и спорта

Кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Сазонова1
Кандидат социологических наук, доцент А.К. Симонова1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Цель исследования – обосновать целесообразность применения целеполагания в спорте и алгоритм его реализации для повышения эффективности соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. Было проведено психологическое тестирование, целью которого являлось выявление уровня развития процесса целеполагания у спортсменов. В исследовании приняли участие 40 спортсменов. Для тестирования использовались: методика «Цель-Средство-Результат», методика «Самооценка».
Результаты исследования и выводы. Структура процесса целеполагания должна включать: определение цели участия в соревновании, создание позитивной установки на достижение этой цели и формирование уверенности у спортсмена в высокой вероятности такого достижения. Чтобы добиться успешной реализации поставленной цели, спортсмен должен оценивать ситуацию исходя из собственных возможностей и планировать будущие действия на основе анализа динамики личных результатов.

Ключевые слова: целеполагание; теория достижения цели; целевая ориентация; спортивная деятельность; спортсмен.

Использованная литература

  1. Архипова Н.В. О целеполагании в образовательном процессе / Н.В. Архипова, В.Е. Медведев // Электронный научно-технический журнал «Наука и образование» (Научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана). – 2012. – № 5. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/370538.html. Дата обращения: 25 февраля 2021.
  2. Горшкова В.В. Свобода педагогического целеполагания как творчество и ответственность / В.В. Горшкова. – Хабаровск, 1994. – 27 с.
  3. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования / О.Е. Лебедев. – СПб.: Питер, 1992. – 38 с.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
  6. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm. Дата обращения: 20 февраля 2021.