Философские смыслы физической (телесной) культуры

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент Э.Р. Рогозина1
Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Баталова1
Кандидат исторических наук, доцент Е.М. Берестова1
Доктор исторических наук, профессор Г.В. Мерзлякова1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – рассмотреть историю становления философии телес­ной культуры через аксиологию.
Методика и организация исследования. Основными методами исследования являются философско-мировоззренческий и социокультурный анализ понятия телесности, физической (телесной) культуры и физического воспитания в эпоху античности, средние века и эпоху Нового времени.
Результаты исследования и выводы. Философско-мировоззренческий и социокультурный анализ телесности и физической (телесной) культуры показывает изменение отношения к телу и вопросам физического воспитания человека в различные исторические эпохи.
Необходимость философского осмысления телесной культуры в настоящее время представляется актуальной во многом потому, что традиционные средства массовой информации, новые медиа и блогосфера в последние годы активно формируют культ тела. Речь здесь идет не только о занятиях спортом или правильном питании как таковом. Речь о медийном или виртуальном теле. Если в процессе «создания» красивого инстаграмного тела (причем реального) участвуют представители бьюти-индустрии, предлагающие целый спектр услуг по «упаковыванию» тела, то для презентации виртуального тела достаточно программных фильтров, которые скроют все недостатки и покажут тело с лучшей стороны. Человек в таком пространстве теряет свою субъективность, превращаясь в идеальный, с точки зрения телесных опций (губы, глаза, нос и другие части тела), носитель, а человеческое тело, таким образом, становится объектом инвестиций и превращается в красивую обертку, лишенную индивидуальности.

Ключевые слова: физическая культура, телесная культура, философия физической культуры, философия двигательной активности, культ тела.

Литература

  1. Аквинский Ф. Учение о душе / Ф. Аквинский. – М.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.
  2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / под ред. В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – 550 с.
  3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
  4. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / В. Йегер / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. – Т. 2. – 336 с.
  5. Платон. Государство / Платон. – М.: АСТ, 2016. – 448 с.
  6. Руссо Ж.-Ж. Избранное: в 3-х томах. М.: Книжный Клуб Книговек. – 2018. – Т. 2. Эмиль, или О воспитании. – 736 с.
  7. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под редакцией А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 702 с.
  8. Столяров В. Философия спорта и телесности человека: монография / В. Столяров. – В 2-х кн. – Кн. 1. – М.: Изд-во «Университетская книга», 2011. – 766 с.