Философские смыслы физической (телесной) культуры

Кандидат философских наук, доцент Э.Р. Рогозина1
Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Баталова1
Кандидат исторических наук, доцент Е.М. Берестова1
Доктор исторических наук, профессор Г.В. Мерзлякова1
1Удмуртский государственный университет, Ижевск

Цель исследования – рассмотреть историю становления философии телес­ной культуры через аксиологию.
Методика и организация исследования. Основными методами исследования являются философско-мировоззренческий и социокультурный анализ понятия телесности, физической (телесной) культуры и физического воспитания в эпоху античности, средние века и эпоху Нового времени.
Результаты исследования и выводы. Философско-мировоззренческий и социокультурный анализ телесности и физической (телесной) культуры показывает изменение отношения к телу и вопросам физического воспитания человека в различные исторические эпохи.
Необходимость философского осмысления телесной культуры в настоящее время представляется актуальной во многом потому, что традиционные средства массовой информации, новые медиа и блогосфера в последние годы активно формируют культ тела. Речь здесь идет не только о занятиях спортом или правильном питании как таковом. Речь о медийном или виртуальном теле. Если в процессе «создания» красивого инстаграмного тела (причем реального) участвуют представители бьюти-индустрии, предлагающие целый спектр услуг по «упаковыванию» тела, то для презентации виртуального тела достаточно программных фильтров, которые скроют все недостатки и покажут тело с лучшей стороны. Человек в таком пространстве теряет свою субъективность, превращаясь в идеальный, с точки зрения телесных опций (губы, глаза, нос и другие части тела), носитель, а человеческое тело, таким образом, становится объектом инвестиций и превращается в красивую обертку, лишенную индивидуальности.

Ключевые слова: физическая культура, телесная культура, философия физической культуры, философия двигательной активности, культ тела.

Литература

  1. Аквинский Ф. Учение о душе / Ф. Аквинский. – М.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.
  2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / под ред. В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – 550 с.
  3. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
  4. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / В. Йегер / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1997. – Т. 2. – 336 с.
  5. Платон. Государство / Платон. – М.: АСТ, 2016. – 448 с.
  6. Руссо Ж.-Ж. Избранное: в 3-х томах. М.: Книжный Клуб Книговек. – 2018. – Т. 2. Эмиль, или О воспитании. – 736 с.
  7. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под редакцией А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 702 с.
  8. Столяров В. Философия спорта и телесности человека: монография / В. Столяров. – В 2-х кн. – Кн. 1. – М.: Изд-во «Университетская книга», 2011. – 766 с.