Влияние журнала «Теория и практика физической культуры» на развитие теории и методики лыжных гонок

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Пронин1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Яковлев2
Доцент Е.В. Мурашко2
1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить степень влияния журнала ТиПФК на развитие теории и методики (ТиМ) лыжных гонок.
Методика и организация исследования. В работе производилось статистическое наблюдение за показателями развития ТиМ лыжных гонок. Эмпирической основой стали данные из информационной среды «Sport science system» (SSS). Были использованы ее библиографический модуль, морфологический модуль, семантический модуль. Наряду с этим использовался тезаурусный метод. Его эмпирической основой стали тексты предучебников, вузовских учебников и учебных пособий по ТиМ лыжного спорта, которые (в идеале) должны были аккумулировать накопленные на конкретный момент времени существенные знания.
Результаты исследования. Автором проводится статистическое наблюдение за динамикой публикаций по проблемам лыжных гонок в журнале ТиПФК за период 1925-2019 гг. В частности, отмечается, что опубликованные статьи преимущественно посвящены проблемам методики спортивной тренировки.
Вывод. Публикации по проблематике лыжных гонок в журнале ТиПФК в значительной степени отражают характер информации, которая в дальнейшем трансформируется в содержание учебников по теории и методике лыжного спорта, а также определяет перспективные направления исследований в этой области.

Ключевые слова: журнал «Теория и практика физической культуры», теория и методика лыжных гонок, динамика количества публикаций, динамика количества используемых терминов, статистическое наблюдение, тезаурусный метод.

Литература

  1. Аграновский М.А. Классификация и терминология способов передвижения на лыжах / М.А. Аграновский // Теория и практика физ. культуры. – 1949. – Т. XII, Вып. 12. – С. 923–933.
  2. Аграновский М.А. Некоторые вопросы методики обучения лыжному спорту / М.А. Аграновский // Теория и практика физ. культуры. – 1945. – Т. VIII, Вып. 6/7. – С. 23–34.
  3. Донской Д.Д. Анатомические основы попеременного лыжного хода / Д.Д. Донской // Теория и практика физ. культуры. – 1939. – Т. IV, № 2. – С. 41–49.
  4. Матвеев Э.М. О спортивной тренировке лыжников-гонщиков на высоте 2200-2400 м над уровнем моря / Э.М. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. – 1952. – Т. XV, Вып. 12. – С. 899–903.
  5. Мотылянская Р.Е. Советы врача по тренировке юных лыжников / Р.Е. Мотылянская // Теория и практика физ. культуры. – 1948. – Т. XI, Вып. 10. – С. 470–472.
  6. Пронин С.А. «Теория и практика физической культуры»: 90 лет на службе спортивной науки: [Монография] / С.А. Пронин. – М.: ТиПФКС, 2015. – 52 с.
  7. Пуни А.Ц. Опыт изучения влияния лыжных соревнований на психику лыжников / А.Ц. Пуни // Теория и практика физ. культуры. – 1930. – № 12. – С. 9–26.
  8. Типовая унифицированная программа по дисциплинам специализации (тренерский факультет) / Сост. А.Я. Корх. – М.: [б.и.], 1980. – 51 c.
  9. Фарфель В.С. Физиологические особенности ходьбы на лыжах на длинные дистанции / В.С. Фарфель // Теория и практика физ. культуры. – 1946. – Т. IX, Вып. 11/12. – С. 555–571.