Формирование реакции выбора в волейболе

ˑ: 

А.А. Ржанов1
Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Ахматгатин1
Кандидат философских наук, профессор С.А. Гальцев1
А.И. Несмеянов1
1Иркутский национальный исследовательский технический университет

Цель исследования – оптимизировать систему подготовки волейболистов на основе применения методики измерения реакции выбора и селективного набора упражнений, развивающих у них психомоторные качества.
Методика и организация исследования. Тренировочный процесс в контрольной группе (КГ) осуществлялся в соответствии с программой, предусмотренной стандартом подготовки в волейболе. Экспериментальная группа (ЭГ) тренировалась с использованием разработанной методики формирования реакции выбора, включающей в себя комплекс специально подобранных упражнений и средств ее измерения. В эксперименте приняли участие 72 воспитанника спортивных школ г. Ангарска. Возраст занимающихся составлял 10-14 лет. Эксперимент проходил с сентября 2019 по сентябрь 2021 г.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования было установлено, что в КГ значимых изменений реакции выбора не было, а в ЭГ наблюдалось значимое ее улучшение, что свидетельствует об эффективности разработанной методики, которая является доступной и информативной, а ее применение в тренировочном процессе волейболистов является целесообразным.

Ключевые слова: волейбол, реакция выбора, способ измерения, психомоторные качества, тренировочные упражнения.

Литература

  1. Акопян А.О. Реакция предугадывания атакующих действий в боксе / А.О. Акопян // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 2 – С. 17-19.
  2. Волейбол: теория и практика: учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под ред. В.В. Рыцарева. – М.: Спорт, 2016. – 456 с.
  3. Германов Н.Г. Формирование оперативного мышления у юных волейболистов 13–15 лет в условиях интерактивного решения игровых задач / Н.Г. Германов, Д.А. Черный, В.Д. Мачульская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 5 (147). – С. 26-30.
  4. Звездова А.О. Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы / А.О. Звездова // Наука без границ. – 2017. – № 10 (15). – С. 54-58.
  5. Кислицын М.Н. Особенности простой зрительно-моторной реакции как предиктора спортивной успешности в служебно-прикладном спорте / М.Н. Кислицын, Г.В. Кошевец, Р.Р. Халфина // Вестник психофизиологии. – 2016. – № 2. – 98-100.
  6. Лопухина А.С. Развитие быстроты реакции на движущийся объект / А.С. Лопухина, Л.Г. Авдонина, В.Н. Тараторина / Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – № 5 (194). – С. 249–254.
  7. Марков К.К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К.К. Марков, В.Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 6. – С. 52-54.
  8. Немцов О.Б. Компьютерная программа для определения времени простой реакции и реакции выбора / О.Б. Немцов, М.А. Ярославкин, А.Б. Бгуашев и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). С. 42-46.
  9. Новожилова С.В. Оценка соревновательных нагрузок у волейболистов / С.В. Новожилова, Е.В. Игнатова, С.Н. Авдеева // Вестник Костромск. гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – № 1. – С. 86-88.
  10. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина. – М.: 2016. – 210 с.
  11. Ржанов А.А. Психомоторный-латентный период и развитие внимания, как элемента, влияющего на общие психомоторные показатели волейболиста / А.А. Ржанов, А.И. Несмеянов, Е.Н. Матросова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 4. – С. 86- 88.