Развитие координации при ходьбе у детей с детским церебральным параличом

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – выявить эффективность методики применения нестабильной опоры во время ходьбы для развития координации у детей с детским церебральным параличом.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение девяти месяцев на базе Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета. Экспериментальную группу составили 16 детей 9-11 лет с диагнозом детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Развитие координации осуществлялось посредством применения различных видов ходьбы с нестабильной опорой, в том числе по электрический беговой дорожке и в тренажере Гросса.
Результаты исследования и выводы. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что большинство участников испытывает значительные затруднения с выполнением упражнений «поворот переступанием на месте на 180 градусов» и «остановка по команде, с удержанием равновесия». После применения экспериментальной методики наблюдается положительная динамика во временных характеристиках выполнения всех видов ходьбы и при выполнении простой позы Ромберга.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, адаптивная физическая культура, ходьба, координационные способности, равновесие.

Литература

  1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина // Киев: Здоров'я, 1988. – 328 с.
  2. Гросс Н.А. Современные подходы к развитию двигательных навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и ДЦП / Н.А. Гросс, Ю.А. Гросс // Адаптивная физическая культура. – 2006. – № 4 (28). – С. 46-49.
  3. Киэлевяйнен Л.М. Некоторые аспекты повышения двигательной активности детей с детским церебральным параличом [Текст] / Л.М. Киэлевяйнен, М.А. Седова // Материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов / НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 119-123.
  4. Куренков А.Л. Спастичность при детском церебральном параличе: диагностика и стратегии лечения / А.Л. Куренков, Т.Т. Батышева, А.В. Виноградов и др. // Журнал неврологии и психиатрии. – 2012. – Т. 7. – № 2. – С. 24-28.
  5. Петрушанская К.А. Исследование структуры ходьбы больных детским церебральным параличом / К.А. Петрушанская, А.С. Витензон // Российский журнал биомеханики. – 2005. – Т. 9. – № 3. – С. 56-69.
  6. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. – М.: Медицина. – 1972. – 328 с.
  7. Харченко Л.В Развитие локомоторной функции ходьбы у дошкольников с детским церебральным параличом в условиях санаторно-курортного лечения / Л.В. Харченко, Н.Л. Литош // Современные вопросы биомедицины. – 2017. – Т. 1. – № 1 (1). – С. 11.
  8. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.: ил.