Социально-гуманитарные аспекты высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта

ˑ: 

Доктор политических наук, доцент В.В. Пыж1
Кандидат психологических наук, доцент С.И. Петров1
Доктор социологических наук, профессор С.И. Росенко1
1Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить социально-гуманитарные аспекты высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. Методологическая база исследования строилась на стыке теоретических и эмпирических подходов, основанных на анализе образовательных стандартов, сравнительном анализе образовательных программ магистратуры и бакалавриата российских вузов физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. В исследовании показано, что высшее образование в сфере физической культуры и спорта, как сложная система, включает в себя ряд социально-гуманитарных смыслов. В настоящее время система физкультурного образования строится на основе компетентностного подхода, и большое внимание уделяется обоснованию и разработке социокультурного содержания физической культуры с позиций ее гуманистической и гуманитарной направленности.
Гуманизация образования в сфере физической культуры и спорта должна быть направлена на формирование физической культуры личности как сферы общей культуры человека, его здорового образа жизни. Это необходимо, чтобы обеспечить ему психическое, социальное, духовное и физическое здоровье. Здесь мы можем вспомнить идеи П.Ф. Лесгафта о психофизиологической целостности человека, о взаимосвязи умственного, нравственного, физического развития человека и воспитания, гуманистического и культурологического подхода. Физическое образование должно стать средством для духовного и интеллектуального развития личности.

Ключевые слова: гуманистическая парадигма, высшее профессиональное образование, образовательная программа, физическая культура, спорт, качество образования, гуманизация, реформы образования.

Использованная литература

  1. Билогур В.Е. Спорт как гуманистическая основа развития личности: проблемы и перспективы / В.Е. Билогур // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 66-70.
  2. Иокимиди Ю.Я. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту / Ю.Я. Иокимиди, Н.А. Корохова. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – С. 118-125;
  3. Кутоманов С.А. Антропные основания спорта как части современной культуры / С.А. Кутоманов / Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2018.
  4. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1988. – 399 с.
  5. Лубышева Л.И. Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист? / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 9. – С. 95.
  6. Осыченко М.В. Физическая культура, спорт – наука и практика / М.В. Осыченко. – ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. – Выпуск: 2. – 2012. – С. 26-29.
  7. Пунгин В.И. Педагогические условия гуманизации физкультурно-спортивной деятельности подростков: на материале детских Сибириад: дис. … канд. пед. наук / В.И. Пунгин. – Новосибирск, 2002.
  8. Росенко С.И. Социологические аспекты развития высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / С.И. Росенко, В.В. Пыж // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса. Отв. редактор В.А. Мансуров. 2020. С. 4332-4337.
  9. Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ) / В.И. Столяров. – ЛитРес, 2017.
  10. Торопов Н.И. Физическая культура в период позднего средневековья / Н.И. Торопов // Очерки по истории физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1950. – № 5. – С. 163-165.
  11. Указ Президента РФ от 15.03.2021 № 143 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации».
  12. Шульженко А.В. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в отражении гуманистической направленности образования: дис. … канд. пед. наук / А.В. Шульженко. – Ставрополь, СГУ. 2005. – 187 с.
  13. Шумакова Н.Ю. Каратэбика как средство гуманизации физического воспитания подростков в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Н.Ю. Шумакова. – Ставрополь, 2000.