Проблема «качеств» в теории физической культуры: современное состояние и пути решения

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определить методологические подходы к пониманию и структуре понятия «качества» человека как субъекта физкультурной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Систему качеств субъекта деятельности в различных видах физической культуры следует понимать как систему различных иерархических уровней индивида, характеризующих различные типы психофизической активности человека, специфичных для спорта, адаптивной физической культуры и т.д. Рассматривая тот или иной уровень двигательной активности, можно детализировать процессы и качества, которые играют решающую роль в данном виде физической культуры.
Таким образом, исходным и наиболее широким понятием общей теории физической культуры необходимо считать понятие «психофизические качества», которое в концентрированном виде отражает ее предметную область – развитие физических и духовных (психических) возможностей человека. В соответствии с системным подходом качества человека как субъекта физкультурной деятельности следует рассматривать на различных уровнях – вертикальном и горизонтальном, то есть как «многоэтажное» явление. Их материальной основой является деятельность различных органов и систем организма человека.

Ключевые слова: теория физической культуры, физические качества, физические способности.

Литература

  1. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры / В.М. Выдрин. – Санкт-Петербург: С.- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2001. – 78 с.
  2. Грантынь К.Х. Общие основы методики физического воспитания // Методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1940. – С. 5–151.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 199 с.
  4. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 7. – С. 2-5.
  5. Курамшин Ю.Ф. Проблема способностей и качеств в теории физической культуры / Ю.Ф. Курамшин // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2020 г., посвященной 125-летию Университета. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 26-29.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. – Санкт-Петербург: Лань, 2003. – 160 с. – ISBN 5-8114-0483.
  7. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 448 с.
  8. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания / Г.Г. Наталов. – Ал ма-Ата: Казахский ин-т физ. культуры, 1976. – 62 с.
  9. Никитюк Б.А. Сомато-психические связи и их роль в управлении деятельностью // Теория и практика физ. культуры. – 1983. – № 7. – С. 44-46.
  10. Новиков А.Д. Физическое воспитание / А.Д. Новиков. – М.: Физкультура и спорт, 1947. – 135 с.
  11. Лесгафт П.Ф. Главные труды: с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича. – Санкт-Петербург, Печатный двор, 2006. – 719 с. – ISBN 5-7062-0231-1.
  12. Психология интегральной индивидуальности: пермская школа / сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. – М.: Смысл, 2011. – 636 с.