Направленность и содержание урока физической культуры для детей с ожирением младшего школьного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

А.А. Поцелуев
Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: детское ожирение, урок, физическая культура, физическое воспитание, дети младшего школьного возраста, физическое развитие, физическая подготовленность, программа по физической культуре, индекс массы тела, скорость, гибкость, сила, физические качества.

Актуальность. Ожирение представляет собой результат прогрессирующего увеличения количества жировой ткани, вызванное совокупностью генетических и внешнесредовых факторов, которые закрепляются на генетическом уровне [4].
На важность всемирной проблемы ожирения указывает тот факт, что при Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) создан специальный комитет по ожирению. По его данным «ожирение в настоящее время столь распространено, что влияет на здоровье населения больше, чем традиционные проблемы здравоохранения, в частности голод и инфекционные заболевания» [8].
По мере увеличения распространенности в мире патологии, сопряженной с ожирением, становится очевидным, что ожирение можно рассматривать и как самостоятельное заболевание, и как осложнение при других заболеваниях.

С 1948 г. ожирение включено самостоятельной рубрикой в Международную классификацию болезней и в настоящее время определяется как хроническое прогрессирующее нарушение обмена веществ, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани, рецидивирующее после прекращения лечения [7].

На проблему ожирения указывают многие авторы [2, 5]. По данным М. М. Гинзбурга и С. И. Малявской, до 25 % взрослого населения планеты страдают ожирением, и с каждым годом эти показатели только растут. Среди детей и подростков эта цифра составляет около 20 %, то есть практически каждый 10‑й ребенок имеет ожирение, что составляет более 150 млн человек.
По последним данным ВОЗ (2009 г.), на планете 1,7 млрд человек имеют лишний вес. Ожирением страдают от 2,5 до 17 % детей школьного возраста Европы и 25 % детей США.
При этом Международная специальная рабочая группа по ожирению (IOTF) указывает, что в 2010 г. в Европейском регионе ВОЗ приблизительно 38 % детей школьного возраста будут страдать от избыточного веса, а больше чем 25 % из них – от ожирения.

Литература

  1. Бутрова С.А. Лечение ожирения. Современные аспекты / С.А. Бутрова, А.А. Плохая // Русский медицинский журнал. – 2001. – Т. 9. – № 24. – С. 2-7.
  2. Гинзбург М.М. Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение/ М.М. Гинзбург, Н.Н. Крюков. – М.: Медпрактика. – 2002. – С. 423-425.
  3. Дедов И.И. Ожирение / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко // Руководство для врачей: монография. – М., 2004. – 85 с.
  4. Демидова Т.Ю. Ожирение это фундаментальный фактор риска сахарного диабета 2 типа / Т.Ю. Демидова // Диабет. Образ жизни. – 2006. – № 6. – С. 18-21.
  5. Малявская С.И. Метаболический инсулинорезистентный синдром: диагностика, клиническое значение, педиатрические аспекты / С.И. Малявская, И.В. Дворяшина, В.А. Терновская. – Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2004. – 224 с.
  6. Петеркова В.А. Ожирение в детском возрасте / В.А. Петракова, О.В. Ремизов // Ожирение и метаболизм. – 2004. – № 1. – С. 17–23.

Информация для связи с автором: aleksandr_poceluev@rambler.ru

Поступила в редакцию 24.12.2013 г.