Особенности реакции сердца детей на теоретических уроках

Фотографии: 

ˑ: 

И.Х. Вахитов
Доктор биологических наук, профессор
Р.С. Халиуллин, Л.Р. Камалиева
Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань

Ключевые слова: реакция частоты сердечных сокращений при ответах за партой и у доски, дети младшего школьного возраста.

Введение. Начало обучения в школе является одним из важнейших периодов жизни ребенка. На данном этапе у детей происходит резкая смена социальных условий. Возрастной период 7–10 лет называют периодом «первичной социализации» – готовности к началу школьного обучения [2]. Переход к обучению в школе ведет к существенному повышению нагрузки на нервную систему ребенка, требует мобилизации психической активности в связи с адаптацией к новым условиям со сменой ведущей деятельности, высокого уровня произвольной организации деятельности: умения подчинять свое поведение требованиям учителя, усваивать и удерживать программу деятельности, контролировать ее выполнение. Более того, начало обучения в школе также предъявляет значительные требования к сердечно-сосудистой системе детей. Вследствие большого объема учебной нагрузки, дополнительных занятий, выполнения домашних заданий и т. д. в значительной мере снижается уровень двигательной активности детей [1].

В процессе адаптации к обучению в школе и при активном участии в теоретических уроках у детей происходят значительные изменения в деятельности организма. Однако до последнего времени эти вопросы оставались полностью не выясненными и у исследователей нет единого мнения.

Цель наших исследований – изучение реакции частоты сердечных сокращений (ЧСС) детей, младшего школьного возраста при устных ответах за партой и у доски на уроках математики. В экспериментах участвовали 40 детей младшего школьного возраста, обучающихся в Айшинской средней школе Зеленодольского района Республики Татарстан. ЧСС определяли методом тетраполярной грудной реографии по Кубичеку [3].

Литература

  1. Вахитов И.Х. Особенности изменения ЧСС у спортсменов, систематически занимающихся парашютным спортом / И.Х. Вахитов // Материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Актуальные исследования в области физкультурологии». – Казань, 2010.
  2. Гаврилина А.В. Влияние эмоциональной напряженности на точность воспитания времени в экстремальной ситуации / А.В. Гаврилина // Материалы науч. студ. конф. университета «Дубна», 2006. – С. 27-30.

Информация для связи с автором: tggpy-mbofk@mail.ru

Поступила в редакцию 12.12.2013 г.