Коррекция зрительной памяти у детей с задержкой психического развития средствами физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Е.А. Летова
Аспирантка
Л.А. Семенов
Доктор педагогических наук, профессор
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ключевые слова: физическая культура, фитнес-аэробика, коррекция, зрительная память, задержка психического развития, дети.

Введение. Память, как один из компонентов познавательной деятельности, является частью процессов отражения внешнего мира в сознании человека, проявляется в способности воспринимать, хранить и воспроизводить любую информацию. Как известно, существуют слуховая, зрительная, словесно-логическая, двигательная, вестибулярная виды памяти [1, 7 и др.]. Среди названных видов особенное значение для ребенка имеет зрительная память, отвечающая за сохранение и воспроизведение зрительных образов, а также обуславливающая эффективность внимания и мышления.

Развитие зрительной памяти и на ее основе способностей к наглядному восприятию благоприятствует учебной деятельности ребенка и формированию у него творческого мышления [3, 7 и др.]. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается отчетливое отставание в развитии зрительной памяти, что, безусловно, отражается на результативности в учебной деятельности [2]. Именно это и определяет особую актуальность проведения коррекции зрительной памяти у детей с ЗПР.

Нельзя не отметить, что, как показал проведенный нами анализ литературных источников, до настоящего времени сколько-нибудь системных исследований, связанных с использованием средств физической культуры в коррекции зрительной памяти у детей с ЗПР не проводилось. Применение данных средств в работе с детьми с ЗПР ориентировано в основном на решение специфических для физического воспитания задач – коррекции отклонений в физической подготовленности. П. Ф. Лесгафт в своих исследованиях определил взаимосвязь физического и психического развития [4]. Причем на единство проявления памяти в психической и физической деятельности указывал еще И. М. Сеченов [6]. Таким образом, можно предположить, что запоминание осваиваемых физических упражнений и их элементов при обучении, вспоминание их при закреплении и совершенствовании будет способствовать коррекции зрительной памяти у детей.

Литература

  1. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  3. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
  4. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1 [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 289 с.
  5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / СПб.: Питер, 2008. – 624 с.: ил.
  6. Сеченов И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. – СПб.: Питер, 2001 – 416 с: ил.
  7. Хофман И. Активная память [Текст] / И. Хофман, эксперимент. исслед. и теории человеч. памяти: пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Б.М. Величковского и Н.К. Корсаковой. – М.: Прогресс, 1986. – 312 с.

Информация для связи с автором: e.letik@mail.ru

Поступила в редакцию 10.01.2014 г.