Адаптивная двигательная рекреация как средство повышения социальной адаптации школьников с отклонениями в состоянии здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Т.М. Панкратович
Кандидат педагогических наук, доцент
Е.М. Голикова
Кандидат педагогических наук, доцент
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Ключевые слова: адаптивная двигательная рекреация, социальная адаптация, школьники с отклонениями в состоянии здоровья, социальная игра.

Процесс социальной адаптации школьников с отклонениями в состоянии здоровья реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является специальное коррекционное образовательное учреждение, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.

Социальная адаптация заключается в устранении чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, дети и подростки избавляются от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения, осваивая социальные нормы.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения школьника с отклонениями в состоянии здоровья. Такая смена деятельности предполагает более широкое использование двигательной рекреации. Для детей с отклонениями в развитии адаптивная двигательная рекреация – не только биологически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний.

Литература

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 61-64.
  2. Голикова Е.М. Комплексный подход диагностики социальной адаптации несовершеннолетних с отклонениями в состоянии здоровья / Е.М. Голикова, Т.М. Панкратович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – № 6. – 2013. – С. 62-65.
  3. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  4. Эльконин Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  5. Якимович С.В. Социально ориентирующие игры как основа организации физического воспитания школьников во внеурочное время / С.В. Якимович // Физкультура в школе. – 2003. – № 5. – С. 44-48.

Информация для связи с автором: GKS-07@mail.ru

Поступила в редакцию 12.01.2014 г.