Исследование координационных способностей монгольских детей школьного возраста

Фотографии: 

Алтанцэцэг Лхагвасурэн Кандидат педагогических наук

ˑ: 

Алтанцэцэг Лхагвасурэн
Кандидат педагогических наук
Гундэгмаа Лхагвасурэн
Кандидат биологических наук
Монгольский национальный институт физической культуры, Улан-Батор, Монголия

Ключевые слова: физическое качество, развитие ловкости, школьники, педагогический метод тестирования, координационная способность.

Введение. В Монголии за последние 40 лет появился ряд работ, посвященных уровню физических подготовленностей детей, подростков и молодежи. [1, 2, 4].
В Монголии проблему физической подготовленности школьников впервые исследовал Г. Цэрэндорж. В 70‑е гг. прошлого столетия уровень физической подготовленности монгольских детей был ниже уровня детей других стран [4]. В результате исследования 1998 г. выявлено, что дети младшего школьного возраста Монголии по морфофункциональным показателям уступали российским ровесникам, но опережали китайских детей [1]. Для исследования двигательной подготовленности различных возрастно-половых групп лиц, не занимающихся спортом, разрабатываются комплексы тестов, в которые включают упражнения, направленные на проявление основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости [2].

Цель исследования – определить показатели координационных способностей детей школьного возраста разных аймаков Монголии и г. Улан-Батора.
Организация и методы исследования. Для исследования были отобраны 4 аймака и г. Улан-Батор. Географическое расположение районов проживания изученных групп в Монголии следующие: Увс – западный аймак (горная экологическая зона), Дорнод – восточный аймак (степная экологическая зона), Хувсгел – северный аймак (таёжная экологическая зона), Умнегоби – южный аймак (пустынная экологическая зона), Улан-Батор – город, столица. В работе обследованы 6348 школьников 7–18 лет (3024 девочки и 2826 мальчиков). При определении качества координационных способностей у обследованных детей 7–18 лет использовали педагогический тест «Челночный бег» 3x10 м [3]. Полученные результаты анализировали с помощью статистического пакета «STATISTIСA 8.0».

Литература

  1. Алтанцэцэг Л. Физическое развитие, физическая подготовленность детей младшего школьного возраста Монголии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Алтанцэцэг Л. – М., 1998. – 26 с.
  2. Лхагвасурэн Г. Спортын дасгалжуулалтын онолын ундэс / Г. Лхагвасурэн. – Улан-Батор, 2003.
  3. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 1999. – № 1. – С. 4 10.
  4. Цэрэндорж Га. Биеийн тамирын хичээлийн заах арга зуй нь сурагчдын биеийн худулгууний хугжилд хэрхэн нулуулж байгааг судалсан нь: дис. … канд. пед. наук. – Улан-Батор: МПУ, 1976. – 117 с.

Информация для связи с автором: ubtds_altaa@yahoo.com

Поступила в редакцию 12.12.2013 г.