Сравнительный анализ моделей научного обеспечения в спорте за рубежом

ˑ: 

Кандидат политологических наук Т.В. Долматова1
Кандидат педагогических наук А.В. Зубкова1
Е.С. Акиншев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Баряев2
1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва
2Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить институциональные модели организации деятельности учреждений в сфере спортивной науки на примере зарубежных стран-лидеров мирового спорта.
Методика и организация исследования. В рамках данной работы применялся институциональный подход к исследованию организационной структуры деятельности учреждений в сфере спортивной науки за рубежом. В ходе исследования были применены следующие методы: сравнительный анализ, кейс-стади и обобщение.
Результаты исследования и выводы. Анализ зарубежного опыта показывает, что развитию спортивной науки традиционно уделяется важное внимание на государственном уровне в большинстве зарубежных государств. При этом важно подчеркнуть, что приоритетное значение развитию науки о спорте как неотъемлемой составляющей развития отрасли отводится в мировых спортивных державах (США, Великобритании, Канаде, КНР, Франции), чьи национальные сборные команды традиционно входят в число лидеров медального зачета олимпийских игр.
При этом в представленных зарубежных государствах используются различные подходы к развитию сферы научного обеспечения спорта, что во многом определяется формой государственного устройства и национальной спецификой регулирования спортивной отрасли.
На основе представленного анализа можно выделить три основных модели организации научных центров в сфере спортивной науки. Как показывает мировой опыт, научные центры могут действовать на базе крупнейших университетов (Франция), на базе олимпийских центров подготовки (США, Канада, Великобритания) или же функционировать как профильные научно-исследовательские институты (КНР). При этом научные центры указанных стран имеют различные модели финансирования, что соответствует национальной специфике организации спортивной отрасли в целом.

Ключевые слова: наука о спорте, научные институты, спорт высших достижений.

Литература

  1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/Проект%20стратегии%202030/Распоряжение, стратегия.pdf (дата обращения: 31.03.2021).
  2. CISS. Aboutus. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ciss.cn/home/about_us/brief_introduction/ (дата обращения: 21.03.2021).
  3. English Institute of Sport. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eis2win.co.uk/ (дата обращения: 21.01.2021).
  4. Government of Canada. COPSI. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.canada.ca/fr/patrimoine-canadien/services/organismes-sportif... (дата обращения: 31.01.2021).
  5. INSEP. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.insep.fr (дата обращения: 17.03.2021).
  6. INSEP. Recherché et-developpement. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.insep.fr/fr/recherche-et-developpement (дата обращения: 17.03.2021).
  7. Own the Podium. Summer Sports 2020-2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ownthepodium.org/en-CA/Funding/Summer-Sports-2016-2017 (дата обращения: 13.02.2021).
  8. USOPC. Technology Fund to Aid in Preparation for Tokyo. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.teamusa.org/US-Olympic-and-Paralympic-Foundation/News/2019/F... (дата обращения: 11.04.2021).
  9. USOPC. 2019 ImpactReport. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://2019impactreport.teamusa.org/USOPC-2019-Consolidated-Financial-S... (дата обращения: 29.01.2021).