Детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов

ˑ: 

А.Ю. Загородникова1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова1, 2
Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Шалупин3
Е.С. Куманцова3
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Московский педагогический государственный университет, Москва
3Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва

Цель исследования – определить детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов.
Методика и организация исследования. На первом этапе исследования были опрошены более 200 воспитанников спортивных школ 14-18 лет, 70 родителей юных спортсменов и 12 тренеров. Респондентам было предложено высказать свои ассоциации и суждения о показателях качества тренировочного процесса. На основании полученных данных от респондентов и данных по результатам контент-анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области физической культуры и спорта, была разработана анкета с расширенным перечнем показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов. На втором этапе исследования респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале степень важности показателей (от 5 – исключительно важно, до 1 – абсолютно не имеет значения). Для разработки статистической (факторной) модели показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов полученные данные были сведены в единую матрицу и подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Varimax-критерию.
Результаты исследования и выводы. В результате полученных данных был определен перечень показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов. Статистическая (факторная) модель показателей качества тренировочного процесса юных спортсменов включает в себя четыре компонента (фактора): «результативные показатели тренировочного процесса», «результативные показатели тренировочного процесса, реализуемые тренером», «процессуальные показатели тренировочного процесса», «процессуальные показатели тренировочного процесса, реализуемые тренером».

Ключевые слова: имидж тренера, детерминанты качества тренировочного процесса юных спортсменов.

Литература

  1. Калинин А.Д. Определение критериев оценки психолого-педагогической деятельности тренера по морскому многоборью / А.Д. Калинин, В.Ю. Карпов // Известия сочинского государственного университета. – № 3-21. – 2012. – С. 137-143.
  2. Петров А.Б. Критерии эффективности тренировки квалифицированных самбистов и борцов дзюдо / А.Б. Петров, С.П. Бодько, В.К. Сейсебаев и др. // Теория и практика физической культуры. – № 8. – 2019. – С. 98.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081 «Об утверждении стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» – URL: https://minsport.gov.ru/documents/.