Особенности организации физического воспитания иностранных студентов в период предвузовской подготовки

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Венгерова1
Доктор технических наук, профессор Д.Г. Арсеньев1
Кандидат технических наук, доцент В.В. Краснощеков1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – разработка концепции программы двигательной активности в формате факультативной работы с иностранными студентами подготовительного курса для оптимизации социально-культурной адаптации к условиям учебы в российских вузах.
Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось среди иностранных студентов (68 человек), обучающихся на подготовительном факультете Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В период обучения иностранных студентов на подготовительном факультете в рамках факультативной работы проводились занятия по физической культуре по разделам «Спортивные игры» (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, бадминтон), «Общая физическая подготовка» (силовые тренинги – тренажерный зал). С целью определения влияния систематических занятий по физической культуре, подготовки и участию в спортивных соревнованиях на адаптацию иностранных студентов к новым условиям жизни, учебы, социальной среде нами проводилось психолого-педагогическое исследование с применением известных методик.
Результаты исследования и выводы. Занятия по физической культуре в программе подготовки иностранных студентов выведены за рамки академических занятий. Формат факультативных занятий подразумевает свободный выбор вида двигательной активности. Предпочтения в выборе студентов, в определенной мере, обуславливаются культурой региона постоянного проживания. Результаты изучения личностных особенностей молодых людей позволяют определить перспективность их включения в процесс факультативной работы по физической культуре не только с целью повышения двигательной активности и организации досуга, но и как способ оптимизации адаптации к новым условиям жизнедеятельности и интеграции в культурную среду российского вуза.

Литература

  1. Болотин А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 16-20.
  2. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 51-53.
  3. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 12-15.
  4. Пискун О.Е. Организация физического воспитания студентов зарубежных стран / О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 6-8.
  5. Попова Н.В. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья у студентов гуманитарного профиля / Н.В. Попова, М.А. Акопова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 8-10.
  6. Ясюкова Л.А. Влияние занятий физической культурой на адаптированность студентов технического вуза / Л.А. Ясюкова, А.М. Алексанков, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 21-23.