Проектирование образовательных траекторий студентов в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Бакаев1
Кандидат педагогических наук С.В. Калмыкова1
Доктор педагогических наук, профессор Ж. Ф.-М. Гайяр2
Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Васильева1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
2Университет Лотарингии, г. Нанси, Франция

Цель исследования – обобщить опыт реализации дисциплины «Физическая культура» (теория) в условиях электронного обучения и выработать практические рекомендации по изменению взаимодействия между преподавателем и обучающимся в электронной образовательной среде.
Методика и организация исследования. Коллективом авторов был разработан и внедрен в учебный процесс онлайн-курс по физической культуре, а также разработана рабочая программа дисциплины, которая была интегрирована в учебные планы обучающихся. Предложена организационная модель изучения теоретического курса в условиях электронного обучения, проведен подробный анализ результатов реализации предложенного курса.
Результаты исследования и выводы. Первая апробация предложенной модели прошла в 2017 г. На курс было записано более 500 слушателей. Результаты исследования показали, что существующие формы изучения дисциплин требуют трансформации форм и методов самостоятельного получения знаний. Освоение материалов вызвало определенные организационные трудности, как у слушателей курса, так и у преподавателей. Опрос студентов показал, что с трудностями освоения курса столкнулись 20% студентов. Основными причинами плохого освоения курса респонденты отметили: пропуск сроков записи на курс, пропуск дедлайнов прохождения промежуточных аттестаций, невнимательность, забывчивость и загруженность другими дисциплинами. Чтобы инициировать обучающихся на более активное вовлечение в образовательный процесс, были даны рекомендации разработчикам курсов: обязательно раз в год обновлять тестовую базу промежуточных аттестаций; внедрять в структуру курса интерактивные элементы (кроссворды, проекты); проходить дополнительные курсы, материалы которых отвечают формируемым компетенциям онлайн-курса «Физическая культура» (теория).

Ключевые слова: онлайн-курс, «Физическая культура» (теория), образовательная траектория, обучающиеся, электронное обучение.

Литература

  1. Апенько С.Н. Проблемы использования открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза: мотивация преподавателя / С.Н. Апенько, С.Л. Тимкин // Информатизация образования: теория и практика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. – С. 54-58.
  2. Бакаев В.В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательном процессе: опыт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого / В.В. Бакаев, С.В. Калмыкова // Неделя науки СПбПУ: материалы науч. конф. с межд. участием. Лучшие доклады. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – С. 405-409.
  3. Бакулев С.Е. Электронные образовательные технологии для системы вузов физической культуры / С.Е. Бакулев и др. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – 390 с.
  4. Венгерова Н.Н. Реализация фгос "3+" по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 12-14.
  5. Григорьев В.И. Перспективы развития спортивной науки в российских вузах / В.И. Григорьев, О.Е. Пискун, В.М. Иванов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 34-36.
  6. Калмыкова С.В. Анализ активности студентов, изучающих теоретический курс дисциплины «Физическая культура» дистанционно / С.В. Калмыкова, В.В. Бакаев, В.С. Васильева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, Вып. 8. – 2020. – С. 38-44.
  7. Пискун О.Е. Эволюция государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре в современной России / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 29-30.
  8. Скиннер Б. Наука об учении и искусство обучения / Б. Скиннер // Программированное обучение за рубежом. – М.: Высшая школа, 1968. – 32 с.