Мониторинг и проблемы физического воспитания детей и подростков

Фотографии: 

ˑ: 

Л.А. Семенов
Заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ключевые слова: мониторинг, проблемы физического воспитания, дети и подростки, физическое состояние, управление.

Введение. Осуществление модернизации физического воспитания детей и подростков, о которой много пишется и говорится в последнее время, невозможно без знания наиболее слабых мест в существующей ныне системе физического воспитания данного контингента. Определение же этих слабых мест невозможно без системных исследовательских подходов, основным инструментарием которых может (по-видимому, должен) являться мониторинг, предусматривающий изучение показателей результативности физического воспитания, а также условий и процессов, определяющих эту результативность.

Мониторинг физической подготовленности детей и подростков, массово проводимый в Свердловской области в период с 2002 по 2009 г. (осенью – в начале учебного года, весной – в конце), с ежегодным задействованием до 250 тыс. учащихся из школ практически всех муниципальных образований области, позволил обратить внимание на целый ряд проблем.
Целью предлагаемой работы является краткое представление этих проблем, которые, думается, во многом носят общий характер для различных регионов России.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего выявлена крайне неудовлетворительная постановка физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Так, до 80 % детей, поступающих в первый класс, не в состоянии выполнить минимальные требования школьной программы по физической подготовленности, предъявляемые к семилетним детям [4] .

Литература

  1. Изаак С.И. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи [Текст] / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах РФ по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. / Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры. – М., 2002. – С. 10-37.
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / Программы общеобразовательных учреждений I-XI классов. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106-204.
  3. Семенов Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы. [Текст] / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.
  4. Семенов Л.А. Характеристика физического состояния детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы. [Текст] / Л.А. Семенов / Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в условиях модернизации образования» (14 мая 2010 г.). – Тобольск: Тоб. гос. соц.-пед. академия, 2010. – С. 52-54.

Информация для связи с автором: zdormon@gmail.com

Поступила в редакцию 30.12.2013 г.