Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и конвенция ООН о правах инвалидов: реалии и перспективы

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования С.П. Евсеев1, 2, 3
Доктор педагогических наук, профессор О.Э. Евсеева1
Кандидат педагогических наук А.А. Шелехов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Аксенов1
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, Москва
3Паралимпийский комитет России, Москва

Цель исследования – раскрыть особенности традиционной и нетрадиционной моделей соревновательной деятельности олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев.
Результаты исследования и выводы. В рамках исследования представлены принципиальные различия паралимпийского и специального олимпийского движений адаптивного спорта. Представлена организационная структура спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации. Рассмотрены состояния развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации.
Предлагаются два стратегических направления развития данного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации:
1. Увеличение количества спортивно-функциональных классов лиц с интеллектуальными нарушениями в паралимпийских программах, добавив к существующему классу (ИН-1) класс лиц с синдромами (Даун-синдром и др.) (ИН-2) и лиц с расстройством аутистического спектра (РАС) (ИН-3).
2. Дальнейшее развитие взаимодействий и координации спорта ЛИН паралимпийского и специального олимпийского направлений, включая проведение совместных соревнований, подготовку спортивных судей, региональных судейских коллегий и другие вопросы.

Ключевые слова: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, Конвенция ООН о правах инвалидов, модели соревновательной деятельности, спортивно-функциональные классы.

Литература

  1. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта: Метод. Пособие / С.И. Веневцев. – М.: Советский спорт, 2004. – 96 с.
  2. Евсеев С.П. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта. Глава 16 учебника «Теория и организация адаптивной физической культуры» / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 307-323.
  3. Евсеев С.П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / Адаптивная физическая культура // С П. Евсеев. – 2012. – № 2 (50). – С. 2-11.
  4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 с.