Эффективность применения средств и методов пауэрлифтинга для детей с задержкой психического развития

ˑ: 

М.В. Пельменёв1
Кандидат педагогических наук, доцент К.C. Колодезников1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – разработка программы тренировок развития взрывной силы в пауэрлифтинге у юношей с задержкой психического развития среднего звена школы.
Методика и организация исследования. Эксперимент проведен на базе Специальной (коррекционной) школы-интерната № 34 г. Якутска со школьниками из шести человек, которые составили контрольную и экспериментальную группы. Учащиеся из 8‑го класса с задержкой психического развития в возрасте 15 лет, все лица мужского пола и приблизительно равных весовых категорий. Контрольная группа занималась по методике Б. И. Шейко, экспериментальная группа – по разработанной авторами программе тренировок. В авторской программе тренировок по пауэрлифтингу для детей с ЗПР группы начальной подготовки основной упор был сделан на развитие такого физического качества, как взрывная сила. Увеличено количество подходов и уменьшено количество повторений в соревновательных упражнениях, за счет этого возможно тренироваться с 60–80 % от ПМ, не перегружая организм. При тренировках на 60–80 % от ПМ развитие взрывной силы достигает максимума. Соревновательные упражнения выполняются каждую тренировку: присед – два раза в неделю; жим лежа – два раза в неделю; становая тяга – один раз в неделю. К специально подготовительным упражнениям относятся: присед во взрывном режиме и жим лежа во взрывном режиме. Данная система тренировок рассчитана на четыре недели и является волнообразной, тренировки чередуются от легкой к тяжелой и от тяжелой к легкой.
Результаты исследования и выводы. В результате разработанной программы тренировок в пауэрлифтинге удалось значительно увеличить уровень развития взрывной силы у участников экспериментальной группы. В экспериментальной группе прирост результатов во всех контрольных испытаниях был значительно выше, чем в контрольной группе. Использование пауэрлифтинга у детей с задержкой психического развития способствует общему улучшению психомоторного развития, степени внимания, воображения, пространственной ориентации и умению работать в коллективе.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, программа тренировок, взрывная сила, задержка психического развития.

Литература

  1. Колодезников К. С. Педагогические условия профессионального самосовершенствования будущих бакалавров физической культуры в вузе / К. С. Колодезников // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 18–20.
  2. Колодезникова М. Г. Профессиональное самоопределение будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе обучения в вузе/М. Г. Колодезникова//Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 14–17.
  3. Колодезникова М. Г. Формирование интереса у школьников к занятиям вольной борьбой/М. Г. Колодезникова, К. С. Колодезников, Н. Н. Константинов//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 6. – С. 47–49.
  4. Лубышева Л. И. Национальный проект «Спорт – норма жизни»: алгоритмизация действий/Л. И. Лубышева//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 5. – С. 97.
  5. Шейко Б. И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б. И. Шейко, П. С. Горулев, Э. Р. Румянцева и др. // Под общ. ред. Б. И. Шейко. – М., 2013. – 560 с.: ил.