Функциональные показатели эффективности занятий адаптивной физической культурой при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков

ˑ: 

Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко1
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2
Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Ульянов2
1Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
2Волгоградский государственный университет, Волгоград

Цель исследования – используя функциональные показатели, аргументировать критерии эффективности курсовых занятий адаптивной физической культурой (АФК) при ортопедической патологии у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Методика и организация исследования. В работе представлена методика изучения эффективности занятий АФК при ортопедической патологии у детей и подростков с использованием балльной оценки динамики их функциональных показателей.
Результаты исследования и выводы. На основании данных, полученных в процессе многолетнего практического опыта, был установлен ряд функциональных показателей, которые связаны с ортопедическими отклонениями в опорно-двигательном аппарате у детей и подростков с ОВЗ, через их мышечную деятельность. Общая оценка эффективности производится на основе учета изменения каждого функционального показателя до и после курса занятий АФК в баллах. Методику можно использовать при изучении эффективности занятий АФК по разработанным программам в процессе курсовых лечебных и реабилитационных мероприятий (от одного до трех месяцев) для индивидуального, внутри- и межгруппового анализа с учетом возраста и степени тяжести отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков с ОВЗ. При необходимости, для нивелирования изменений в массе тела, возможна замена становой силы на силовой показатель (индекс), ЖЁЛ – на жизненный индекс. При этом сохраняются заданные параметры значимости в оценке степени изменения в баллах для этих показателей.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, функциональные показатели, балльная оценка, адаптивная физическая культура, коэффициент эффективности, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Боголюбов В. М. Критерии эффективности санаторно-курортного лечения детей с использованием балльной оценки (методические рекомендации)/В. М. Боголюбов, Ю. Г. Вельтищев, В. А. Носонова. – М.: 1989. – С. 17–19.
  2. Герцен Г. И. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях / Г. И. Герцен, А. А. Лобенко. – М.: Медицина, 1991. – 270 с.
  3. Шкляренко А. П. Функциональная коррекция сколиотической болезни средствами физической культуры у детей и подростков [Текст]: монография/А. П. Шкляренко, Т. Г. Коваленко, Д. А. Ульянов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. – 232 с.