Использование технологии учебного портфолио в учебном процессе по физической культуре школьников

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова1
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.А. Мельникова2
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Пенькова3
С.В. Корягин3
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
3Омская академия МВД России, Омск

Цель исследования – определить основные требования к составлению учебного портфолио по физической культуре и спорту для детей среднего школьного возраста.
Методика и организация исследования. Разработка структуры и содержания портфолио осуществлялась на основе определения принципов: добровольности, самостоятельности, индивидуального роста, систематичности и соразмерности оценки.
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках исследования приводится форма «Учебное портфолио» для 5‑х классов, которая состоит из трех основных блоков: теоретический «Копилка знаний»; инструкторско-методический «Копилка умений». По форме организации технология «Учебное портфолио» по физической культуре может применяться как в процессе индивидуальной, так и групповой самостоятельной работы учащихся. Самой важной в технологии учебного портфолио является методика оценивания.
Авторами делается вывод, что учебное портфолио по физической культуре является одной из современных технологий организации самостоятельной работы учащихся, которая позволяет, во‑первых, индивидуализировать процесс обучения, а во‑вторых, формировать навыки самоконтроля и рефлексии и тем самым обеспечивать развитие субъектности и самостоятельности школьников, заложенных в образовательных стандартах.

Ключевые слова: физическая культура, учебный процесс, школьники, технология обучения, портфолио.

Литература

  1. Абрамов Э. Н. Портфолио индивидуальных достижений обучающихся по физической культуре/Э. Н. Абрамов//Физическая культура в школе. – 2010. – № 6. – С. 2–6.
  2. Загвоздкин В. К. Портфолио в учебном процессе/В. К. Загвоздкин//Вопросы образования. – 2012. – № 2. – С. 251–260.
  3. Зиновьева М. П. Составление портфолио – шаг в профессиональную деятельность учителя начальных классов / М. П. Зиновьева // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 117–120.
  4. Зубкова Л. Г. Концепция модели портфолио учителя и ученика/Л. Г. Зубкова, Л. А. Баденкина//Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2011. – № 5. – С. 49–54.
  5. Никулина Т. В. Система оценивания учебных достижений школьников в области правовой подготовки через создание рефлексивного портфолио/Т. В. Никулина, Т. Н. Шацкова//Образование в современной школе. – 2005. – № 8. – С. 21–28.
  6. Новикова Т. Г. Технология портфолио: предостережение от ошибок / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 5. – С. 4–8.
  7. Старикова С. И. Использование технологии портфолио / С. И. Стариков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 4. – С. 70–72.