Здоровье студентов медицинского вуза как показатель формирования общекультурных компетенций в физическом воспитании

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Т.В. Курова1
А.В. Данилов2
1Тверская государственная сельскохозяйственная академия, Тверь
2Тверской государственный медицинский университет, Тверь

Цель исследования – провести сравнительный анализ показателей здоровья студентов‑медиков и врачей-стоматологов на основе анкетного опроса.
Методика и организация исследования. Опрос проводился среди студентов стоматологического факультета 2‑го курса (2018–2019 гг.) в Тверском ГМУ (48 % случайная выборка; n=49 девушки, n=17 юношей, средний возраст 19,5 лет) и 50‑ти врачей-стоматологов (31‑й женщины и 19‑ти мужчин) из городов: Тверь, Рязань, Талдом, Ессентуки, Обнинск (74,2 % стоматологов женского пола и 68,4 % мужского пола в возрасте 25–44 года). Срез здоровья врачей-стоматологов использовался с целью определения возможного влияния на здоровье условий многолетней профессиональной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Результаты опроса студентов и врачей позволяют констатировать, что в высших учебных заведениях физическое воспитание носит в большей степени формальный характер, не учитывает современные тенденции в прогрессировании заболеваемости, интенсификации учебной деятельности, профессиональной направленности и требований ФГОС нового поколения. Данная проблема может свидетельствовать о неэффективности или низком уровне научно-методической деятельности кафедр физической культуры и об отношении к физической активности населения разного возраста.

Ключевые слова: студенты, здоровье, профессиональные заболевания, физическая культура, профессиональные компетенции.

Литература

  1. Анжельская И. В. Новые реалии подготовки специалистов в системе медицинского и военно-медицинского образования / И. В. Анжельская // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конф.; гл. ред. С. Ю. Никулина. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015. – С. 38–40.
  2. Брейкина О. А. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете / О. А. Брейкина, В. А. Стрельцов, И. Г. Комарова и др. // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1. – № 2. – С. 12–16.
  3. Елин А. М. Проблемы демографии и пути их решения в современной России/А. М. Елин, Н. П. Пашин//Вестник науки и образования. – 2019. – № 17 (71). – С. 19–27.
  4. Курова Т. В. Сохранение здоровья студентов медицинских вузов в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их решении/Т. В. Курова, Е. Н. Медведева, И. А. Жмакин и др.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 61–63.
  5. Курова Т. В. К проблеме сохранения здоровья студентов медицинских вузов/Т. В. Курова, А. В. Данилов//В сборнике: Спорт, человек, здоровье. Сб. материалов конгресса; редактор: В. А. Таймазов. – 2017. – С. 188–189.
  6. Лубышева Л. И. Кинезиологический подход как методологическая основа спортизации физического воспитания / Л. И. Лубышева, А. И. Закревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 6. – С. 2 –4).
  7. Огаранян К. М. Глобализация и интернационализация высшего образования как социальный процесс/К. М. Огаранян//Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, С.-Петербург, 23–25 мая 2019 г. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – С. 37–41.
  8. Шеенко Е. И. Анализ проблем формирования у студентов потребности в ценностях физической культуры/Е. И. Шеенко, Е. В. Бодюков, В. В. Юров. – 2015. – № 6. – С. 479.