Технологические и дидактические аспекты применения цифровых технологий в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию студентов

ˑ: 

О.А. Озерова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.И Лубышева2
1АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – определить технологические и дидактические особенности применения цифровых технологий в физическом воспитании студентов в условиях дистанционного обучения.
Методика и организация исследования. Базу теоретического анализа составили результаты исследований, изложенные в публикациях за 2020–2021 г., посвященные практике применения цифровых технологий в организации дистанционного учебного процесса по физическому воспитанию в вузах. Качественный анализ научных работ проводился с использованием категорий «цифровые технологии», «электронные средства обучения», «онлайн-ресурсы», «компьютерные технологии», «программное обеспечение» и их соотношением с понятиями «студент», «вуз», «физическая культура и спорт», «физическое воспитание», «учебный процесс», «дистанционное обучение», «образовательная среда».
Результаты исследования и выводы. Занятия по физической культуре и спорту являются практико-ориентированными, поэтому их организация в дистанционном формате имеет свои отличительные особенности. Разъяснение практического материала преподавателем может осуществляться в синхронном или асинхронном режиме взаимодействия. Для реализации обоих способов используются чаты на базе онлайн-платформы, сторонние мессенджеры, социальные сети, системы видеоконференций.
На основе применения цифровых технологий появляется возможность управления процессом физической активности в непрерывном режиме (например, в каникулярное время), приобщения к занятиям студентов, находящихся на домашнем обучении и т. п. Акцент на самостоятельное изучение модели двигательных действий способствует развитию у занимающихся познавательных навыков, аналитического мышления, исследовательских способностей, овладению приемами самоконтроля и самоанализа.

Ключевые слова: дистанционное обучение, вуз, синхронное обучение, асинхронное обучение, физическая культура и спорт, информационные технологии.

Литература

  1. Козлов О. А. Организационно-методические аспекты цифровой трансформации образования в вузе в условиях дистанционного обучения/О. А. Козлов, Ю. Ф. Михайлов//Вопросы методики преподавания в вузе. – 2021. – Т. 10. – № 36. – С. 56–64. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227–8591.36.05.
  2. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л. И. Лубышева. – 3‑е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
  3. Лубышева Л. И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская, А. А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  4. Онищенко А. Н. Содержание и организация дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта вуза в условиях ограничения жизнедеятельности / А. Н. Онищенко, Д. Г. Шитов, Н. В. Ларин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2021. – № 1. – С. 76–78.
  5. Петров П. К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта//Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view? id=29916 (дата обращения: 29.06.2021).
  6. Подоляка А. Е. Повышение эффективности дистанционных занятий по физической культуре в вузе/А. Е. Подоляка, О. Б. Подоляка//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 10. – 11 с.
  7. Покровская Т. Ю. Дистанционное обучение по дисцип­лине «Физическая культура и спорт»/Т. Ю. Покровская, Р. А. Юсупов, Е. Б. Титова и др.//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 65–67.
  8. Савельев Д. С. Реализация онлайн-формата учебных занятий по физической культуре в условиях вуза/Д. С. Савельев, В. А. Куванов, Е. С. Жерлыгина//Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 3. – С. 15–17.
  9. Сурова Н. Ю. Цифровая образовательная среда по физической культуре и спорту в вузе/Н. Ю. Сурова, Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, А. Г. Ростеванов//Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 1. – С. 47–49.
  10. Усачев Н. А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии/Н. А. Усачев, Д. И. Сурнин//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185).
  11. Шутова Т. Н. Цифровой подход в организации физической культуры и спорта в вузе/Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, И. В. Орлан и др.//Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 3. – С. 12–14.