Организация непрерывного процесса обучения двигательной активности студентов-геологов в условиях разных периодов учебного года

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Кладкин1
М.А. Федоров1
Л.П. Бугаева1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Цель исследования – организационное обеспечение непрерывного процесса обучения двигательной активности студентов‑геологов в различные периоды учебного года.
Методика и организация исследования. В качестве базы исследования использовались плавательный бассейн «Долгун» и учебный полигон «Томпонский» Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Экспериментальная работа проводилась в течение 2019–2020 г. В исследовании приняли участие 105 студентов 2‑го курса геологоразведочного факультета, из них 91 юноша и 14 девушек. Возраст испытуемых – от 18 до 22 лет. Непрерывность двигательной активности студентов‑геологов обеспечивалась посредством посещения практических занятий по плаванию в зимнем и весеннем семестрах и прохождения геологических маршрутов во время учебно-полевой практики, начиная с сентября до конца первой недели августа. Освоение техники плавания состояло в получении навыков плавания кролем на груди, кролем на спине и брассом. Геологический маршрут студентов проходил в условиях горно-таежной местности, который включал преодоление водной преграды мелких горных речек с выходом вдоль речек подъем в гору, переход по гребню и спуск на другой речке.
Результаты исследования и выводы. В течение учебного года суммарная дистанция плавания составила: за 1‑й семестр – 25 км 700 м, за 2‑й семестр – 35 км 400 м. Пеший геологический маршрут за период полевой практики включал 16 направлений. Суммарное расстояние, которое преодолели студенты, составило 137,2 км.
Результаты исследования показали, что непрерывная активная деятельность студентов‑геологов начинается с началом учебного года в сентябре и заканчивается в начале августа. Студенты наряду с плаванием проходили геологический маршрут в период полевой практики. Таким образом, непрерывность процесса обучения двигательной активности студентов‑геологов обеспечивается сочетанием академических занятий по физической культуре в течение учебного года и выполнением программы физической активности в период учебно-полевой практики.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, студент-геолог, двигательная активность, плавание, геологический маршрут.

Использованная литература

  1. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка/В. К. Бальсевич //Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 1. – С. 23–25.
  2. Виленский М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. – М.: Высш. школа, 1989. – 158 с.
  3. Жижин В. И. Геолого-съемочная практика: учеб. пособие / В. И. Жижин, В. М. Никитин, В. С. Оксман и др. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. – 114 с.
  4. Кладкин Н. Н. Умение плавать для студентов‑геологов как допуск к учебно-полевой практике / Н. Н. Кладкин // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 13. – С. 381–384.
  5. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания: Избр. психол. труды/Сост. М. П. Иванова: – М.: Ин-т практ. психол., 1998. – 410 с.
  6. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие для переподг. педагогических кадров/И. С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 315 с.
  7. Шиян А. Ф. Пути совершенствования профессиональной подготовки инженеров‑судоводителей / А. Ф. Шиян // Рыбное хозяйство. – 1979. – № 12. – С. 6–8.