Деятельностно-средовая обусловленность реализации подростками самоконтроля эффективности учебно-тренировочных занятий: социальный контекст

ˑ: 

Аспирант О.Н. Бедарева1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
1Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – описательная характеристика социально, деятельностно-средовой обусловленности реализации подростками самоконтроля эффективности учебно-тренировочных занятий.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на контингенте юных спортсменов – единоборцев и представителей сложно-технических видов спорта (n=50), применялись методы: опросные – анкетирование и интервьюирование, сравнительно-сопоставительный анализ, оценка достоверности прироста субъективно оцененных показателей психолого-педагогической среды самореализации функции самоконтроля, корреляционный анализ, методы непараметрической статистики с оценкой достоверности прироста показателей по коэффициенту Wilcoxon.
Результаты исследования и выводы. Определены корреляционные плеяды (r>0,69), характеризующие деятельностную среду реализации юными спортсменами самоконтроля эффективности учебно-тренировочных занятий по ряду самооценочных суждений относительно таких переменных, как: уважительное отношение к процессу и результатам деятельности другого; стремление к совместной деятельности; способность воспринимать замечания партнеров; групповая сплоченность в деятельности; общение с партнером по команде; эмоциональная устойчивость, стабильность; самоконтроль; изменчивость поведения; доминантность; уверенность в себе, в командных (совместных) взаимодействиях; ориентация на партнеров; комфортность совместного выполнения групповых упражнений; готовность помочь партнерам по команде; желание общаться вне тренировочного пространства; желание проявлять инициативу; наличие лидера внутри коллектива; уважительное отношение к товарищам по команде; готовность к совместному обсуждению внутри коллектива установок тренера для групповой (коллективной) деятельности – обусловили понимание ресурсов в воссоздании качественной реализации функции самоконтроля.

Ключевые слова: юные спортсмены, учебно-тренировочные занятия, самоконтроль параметров эффективности, деятельностно-средовая обусловленность.

Литература

  1. Багадирова С. К. Психологические аспекты построения и реализации модели обучения дзюдоистов/С. К. Багадирова//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 6. – С. 23–25.
  2. Бульбанович С. В. Содержание общего самоконтроля спортсмена в процессе учебно-тренировочной деятельности / С. В. Бульбанович, С. В. Тутов // В сборнике: Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: Проблемы и пути их решения. Материалы VIII Всероссийской науч.-практ. конференции, в рамках Всероссийского фестиваля науки. Санкт-Петербург, 2020. – С. 32–37.
  3. Ким Т. К. Определяющие мотивы и ведущие факторы активизации познавательного интереса у детей 6–8 лет к занятиям каратэ/Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко, О. Н. Бычкова//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 1 (167). – С. 156–162.
  4. Кузьменко Г. А. Познавательный интерес и учебно-поисковая активность подростков‑единоборцев как предпосылка к формированию самоконтроля тренировочной деятельности / Г. А. Кузьменко, О. Н. Бедарева, А. А. Бедарев / /Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 3 (71). – С. 105–110.
  5. Кузьменко Г. А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена: в системе значимых качеств личности»: учеб. пособие / Г. А. Кузьменко. – М.: Советский спорт, 2010. – 558 с.
  6. Мухортов В. С. Необходимость самоконтроля при занятиях боксом юношей 13–14 лет/В. С. Мухортов//В сборнике: Актуальные вопросы современной науки: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конференции. – 2019. – С. 58–61.
  7. Федяй Д. С. Комплексный самоконтроль и самодисциплина участников образовательного процесса/Д. С. Федяй//В сб.: Качество современного образования: опыт, тенденции развития. Сб. матер. межрегиональной науч.-практ. конференции с международным участием. Саратовский областной институт развития образования; под общ. Редакцией И. М. Ильковской. – 2016. – С. 62–71.