Управление тренировочным процессом в художественной гимнастике на основе модельных характеристик физической подготовленности спортсменок

ˑ: 

Е.В. Гусева1
Доктор педагогических наук, профессор О.И. Загревский1, 2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – выявление технологических основ управления тренировочным процессом в художественной гимнастике у спортсменок 6–10 лет в аспекте модельных характеристик физической подготовленности.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 104 гимнастки, занимающиеся на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки. Использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, тестирование физической подготовленности гимнасток, методы математической статистики (факторный анализ).
Результаты исследования и выводы. Исследование показало, что модельные характеристики физической подготовленности гимнасток включают в себя такие способности, как силовые, выносливость, координация, гибкость, прыгучесть. Определены модельные характеристики физических качеств юных гимнасток в возрастном аспекте (6–10 лет). Впервые выявлены модельные параметры физических качеств в динамике, в зависимости от возраста спортсменок. Показано, что динамика модельных характеристик гимнасток имеет сложный характер. Выявлена тенденция рассматриваемых модельных характеристик в зависимости от возраста спортсменок.
Показано, что технология управления тренировочным процессом гимнасток включает в себя: планирование учебно-тренировочного процесса, планирование блока целей и технологии спортивной подготовки, планирование прямой и обратной связи между тренером спортсменом. Эти операции подкрепляются систематическим контролем, в виде текущего и этапного. На основании этих данных происходит принятие и реализация решений тренера.

Ключевые слова: система, тренировочный процесс, модельные характеристики, технология управления, физические качества гимнасток.

Литература

  1. Анциперов В. В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий: дис. … докт. пед. наук/В. В. Анциперов. – Волгоград, 2008. – 454 с.
  2. Загревский В. И. Адаптивное управление как инструмент устранения двигательной ошибки спортсмена/В. И. Загревский, О. И. Загревский//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 10. – С. 21–23.
  3. Легкодимова Т. А. Методика оперативного управления тренировочными нагрузками юных гимнасток в подготовительном периоде: автореф. дис. … канд. пед. наук/Т. А. Легкодимова. – Волгоград, 2010. – 26. с.
  4. Медведева Е. Н. Обоснование необходимости пересмотра подходов к организации хореографической подготовки спортсменов в технико-эстетических видах спорта / Е. Н. Медведева, А. А. Супрун, Е. А. Смирнова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11 (189). – С. 348–354.
  5. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки: монография/Н. Г. Озолин. – М.: Альянс. – 2017. – 480 с.
  6. Юшкевич Т. П. Особенности тренировки легкоатлетов‑сприн­те­ров на этапе спортивного совершенствования / Т. П. Юшкевич, В. Л. Царанков. – 2017. – Ч. 2. – С. 14–18.