Особенности обучения спортивным способам плавания студентов вуза физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

В.В. Белкин
Кандидат педагогических наук
Ю.В. Стрелецкая
Кандидат педагогических наук, доцент
О.И. Ткачёва
Кандидат педагогических наук
Д.В. Семенов
Кандидат педагогических наук
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Ключевые слова: физическая нагрузка, тренировочный микроцикл, учёт спортивной специализации, результативность обучения.

В процессе анализа опыта работы со студентами разных спортивных специализаций по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание» установлено, что качество её освоения часто не соответствует современным требованиям, предъявляемым к уровню компетентности выпускника вуза физической культуры. При этом результативность педагогического процесса предопределяется комплексом взаимосвязанных факторов: исходным уровнем физической подготовленности и степени освоения технических приёмов плавания у студентов, объёмом и интенсивностью физической и умственной нагрузки в процессе обучения в вузе, спецификой спортивной специализации, строгой регламентацией количества учебных часов дисциплины, имеющей тенденцию к снижению, и т. д. [2, 3]. Сложность и актуальность данной проблемы повышаются с каждым годом и требуют поиска эффективных путей её решения.

В ходе исследования определено, что расчет­но-ча­со­вая нагрузка с учётом занятий по «Про­фес­сио­на­льно-спортивному совершенствованию» и «Физической культуре» в большинстве случаев (80 % спортивных специализаций) выше рекомендованной академическими нормами и превышает обязательные 30 ч в неделю. Студенты, приступающие к изучению практических разделов спор­тив­но-пе­да­го­гических дисциплин, часто испытывают трудности из-за нерационального планирования последовательности и совместимости их освоения. Имеют место проведение занятий по плаванию после соревнований в избранном виде спорта и последовательно проводимые друг за другом в различных сочетаниях учебные занятия по различным спортивно-педагогическим дисциплинам (например, гимнастика, спортивные игры и затем плавание). 

Литература

  1. Козлов А.В. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания: монография / А.В. Козлов, Е.Ф. Орехов. – СПб.: изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – С. 24-66.
  2. Организация и методика обучения плаванию // Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. вузов / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов; ред. Н.Ж. Булгакова. – 2-е изд., стер. – М., 2008. – С. 44-71.
  3. Орехова А.В. Дифференцированный подход при изучении дисциплины «Плавание» студентами различных спортивных специализаций: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.В. Орехова. – СПб., 2002. – 16 с.
  4. Спортивное и военно-прикладное плавание: учебник / под ред. О.В. Новосельцева. – СПб.: ВИФК, 2005. – 584 с.

Информация для связи с автором: town60@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.12.2013 г.