Формирование стиля ведения схватки у борцов джиу-джитсу с учетом их типологических особенностей

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фокин1
Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин1
М.В. Плешивцев1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – экспериментально доказать эффективность программы формирования стиля ведения схватки у борцов джиу-джитсу с учетом их типологических особенностей.
Методика и организация исследования. Формирующий педагогический эксперимент проведен на этапе совершенствования спортивного мастерства. Базой для исследования была определена Комплексная Школа Высшего Спортивного Мастерства, г. Санкт-Петербург. В эксперименте приняло участие 40 спортсменов, имеющих опыт занятий джиу-джитсу не менее семи-восьми лет. Учитывая типологические особенности борцов, были сформированы пять экспериментальных групп с различными стилями ведения схватки. Тренировочные занятия в экспериментальных группах проводились совместно, согласно ФССП по виду спорта джиу-джитсу. План занятий составлялся с учетом задач всех стилей ведения схватки.
Результаты исследования и выводы. Тренировочный процесс борцов джиу-джитсу на этапе спортивного мастерства необходимо выстраивать с учетом соревновательного стиля ведения схватки и освоения излюбленного технико-тактического арсенала приемов борьбы, исходя из индивидуальных возможностей и способностей борца. Полученные результаты технической подготовленности спортсменов с высокой достоверностью свидетельствуют об эффективности разработанной программы на основе дифференцированного подхода к индивидуальному стилю ведения схватки у борцов джиу-джитсу.

Ключевые слова: джиу-джитсу, типологические особенности, индивидуальный стиль ведения схватки, борцы, спортсмены.

Литература

  1. Иванов‑Катанский С. А. Биомеханический анализ единоборств для выявления взаимосвязи между различными базовыми техническими действиями/С. А. Иванов‑Катанский, С. М. Авдонин//Боевое искусство планеты. – 2003. – № 1. – С. 22–25.
  2. Леонтьев О. В. Концепция саногенетического подхода к восстановлению функционального состояния у спортсменов/О. В. Леонтьев, П. В. Родичкин, А. М. Фокин//Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 10. – С. 32–34.
  3. Родичкин П. В. Технико-тактическая подготовка квалифицированных борцов стиля джиу-джитсу в соревновательный период / П. В. Родичкин, М. В. Плешивцев // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние и перспективы развития: Герценовские чтения: сб. матер. межвузовской науч.-практ. конф., посвященной 220‑летию РГПУ им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 144–146.
  4. Самсонова А. В. Биомеханическая концепция применения силовых упражнений в подготовке спортсменов / А. В. Самсонова, Г. Н. Пономарев, Л. Л. Цыпин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 8. – С. 65–66.
  5. Фокин А. М. Психологическая подготовка юношей-спорсменов 16–17 лет в единоборствах смешанного стиля / А. М. Фокин, С. Л. Фетисова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60–1. – С. 339–342.