Особенности базовой подготовки юных спортсменов в спортивных бальных танцах

ˑ: 

Аспирант А.П. Родичкин1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Пупков1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – экспериментально обосновать методику базовой подготовки детей 8–12 лет в спортивных бальных танцах.
Методика и организация исследования. Разработанная методика базовой подготовки, с учетом особенностей годичного цикла подготовки танцоров, предполагает: систематическое выполнение на тренировочных занятиях физических нагрузок околомаксимальной интенсивности при ЧСС до 190 уд/мин и длительности упражнений в пределах 50-180 с; варьирование интервалов для отдыха в пределах от 60 до 15 с; выполнение основных технических элементов танца и специальных физических упражнений, включающих основные позиции и движения из танцевальной программы; применение в недельном цикле тренировки средств специальной физической подготовки не менее трех раз в конце занятия; включение в недельный тренировочный цикл различных сочетаний соревновательных полуфиналов и финалов (до трех раз).
Педагогический эксперимент проводился на базе танцевального спортивного клуба «Ронд», г. Санкт-Петербург, в котором приняли участие 22 танцевальные пары. Пары были разделены на две группы методом случайной выборки.
Результаты исследования и выводы. По результатам эксперимента показатели скоростных способностей и специальной выносливости достоверно выше у юных танцоров ЭГ, чем в КГ. В показателе координационных способности (прыжки со сменой положений рук и ног) значимых изменений не произошло. По показателям профессионального мастерства (количество занятых в соревнованиях сезона мест и переходам в следующий класс мастерства) участники ЭГ значительно превзошли участников из КГ, что свидетельствует об эффективности разработанной методики базовой подготовки танцоров 8–12 лет.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, специальная физическая подготовка, танцевально-техническая подготовка, базовая подготовка.

Литература

  1. Бредихин А. Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ./А. Ю. Бредихин//Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 322–325.
  2. Жарков Д. А. Современные тенденции развития европейского танца глазами чемпиона/Д. А. Жарков//«Танец в диалоге культур и традиций»: IX Межвуз. науч.-практ. конф. – СПб.: СПб ГУП, 2019. – С. 21–24.
  3. Запесоцкий А. С. Танец в диалоге культур и традиций/А. С. Запесоцкий//«Танец в диалоге культур и традиций»: IX Межвуз. науч.-практ. конф. – СПб.: СПб ГУП, 2019. – С. 60–64.
  4. Корбакова А. А. Совершенствование пространственной и временной точности движений в дисциплине «формейшн» танцевального спорта: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04/А. А. Корбакова. – НГУ им. Лесгафта, СПб., 2020–254 с.
  5. Родичкин А. П. Применение специальных нестандартных физических упражнений в программе подготовки по спортивным бальным танцам детей 10–12 лет/А. П. Родичкин, Г. Н. Пономарев//Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 8. – С. 102–104.
  6. Родичкин А. П. Специальная подготовка спортивных танцоров 8–12 лет и пути ее оптимизации/А. П. Родичкин, Г. Н. Пономарев//Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 277–283.
  7. Родичкин А. П. Разработка учебно-тренировочного процесса спортивных танцоров 8–12 лет в соревновательный период с учетом показателей лактата крови/А. П. Родичкин, Р. М. Кадыров//Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 8. – С. 15–18.