Инновационные научно-спортивные проекты российских вузов

Современная система спортивной подготовки в России характеризуется кардинальными изменениями, вызванными высокой конкуренцией спортсменов на мировой арене. В этой связи меняются и научные подходы к решению многочисленных задач, связанных с достижением высокого спортивного мастерства.
Вузовская спортивная наука сильна возможностями реализации междисциплинарного подхода, поскольку объединяет в единый научный коллектив биохимиков, физиологов, психологов, педагогов. Современные достижения спортсменов базируются не только на силе воли, опыте, тренировках, а в первую очередь на синергии междисцип­линарных научных разработок, связанных с высокими спортивными технологиями.
Одним из перспективных научных направлений является энергетическое обеспечение и исследование биомеханических характеристик спортсменов. Примером разработки данной проблематики является научная работа, которая проводится под руководством доктора биологических наук, профессора Сергея Колмогорова. В частности, его научной группой изучается зависимость между мощностью активного метаболизма и скоростью плавания в бассейне, а также создается технология контроля подготовленности спортсменов на основе прикладной компьютерной программы Swim Planyzer. Практикующий тренер с помощью такого подхода может не только оперативно оценить эффективность индивидуальной тренировочной программы в различные периоды, но и целенаправленно планировать дальнейшую подготовку спортсмена. По итогам полученных результатов исследователи из Северного (Арктического) федерального университета (Россия), Швеции и Японии приступили к реализации совместного проекта на экспериментальной базе университета Цукуба в Японии, который направлен на изучение методов совершенствования подготовки пловцов к участию в Олимпийских играх в Токио.
Другим востребованным направлением в современной вузовской науке является спортивная психология, в рамках которой учеными исследуются разные аспекты поведения, мотивации, преодоления стресса у спортсменов, особенно связанные с феноменом профессионального выгорания. В свете последних событий международной спортивной жизни и олимпийского движения, вызванных допинговыми скандалами, пандемией, часто происходит недопуск спортсменов к соревнованиям или их переносу. Данные обстоятельства негативно влияют на спортивную подготовку атлетов, на их эмоциональное состояние, что приводит к потере шансов на победу и достижения максимального результата в соревновательной деятельности. Перенос соревнований любого уровня выступает как сбивающий фактор, обуславливающий психологические переживания спортсмена, потерю спортивной формы, что характерно для феномена психологического выгорания. Исходя из сложившийся проблемной ситуации, нами на базе Чайковской академии физической культуры и спорта начаты исследования социальных аспектов негативных проявлений, влияющих на спортсменов, путей их профилактики и устранения. Следует отметить, что в этом направлении сделаны только первые шаги, которые требуют дальнейшей поддержки со стороны вузовской спортивной науки.
На сегодняшний день спортивное питание – одно из молодых и интенсивно развивающихся направлений спортивной науки, представляющее интерес для вузовских исследований. Так, иногда представления об эффективности того или иного препарата, биологически активной добавки (БАД) могут кардинально изменяться в течение одного года. Тем не менее, уже создана и общепринята специалистами классификация биологически активных добавок по степени достигаемого эффекта. Проведя серию научных изысканий, ученые из Петрозаводского государственного университета обращают внимание на то, что спортивное питание относится именно к категории добавок и представляет собой дополнение к основному рациону, состоящему из обычных продуктов. Коммерческая направленность распространения БАДов требует разработки новых методик оценки качества препаратов, проведения исследований, которые могли бы подтвердить эффективность, целесообразность и полезность спортивного питания как альтернативы использования допинга в целях повышения спортивного результата.
Приобщение детей и подростков с нарушениями в состоянии здоровья к занятиям спортом – актуальное научное направление, привлекающее большое число вузовских специалистов. Например, педагогами из Поволжского университета физической культуры и спорта проектируется модель, основанная на принципе инклюзии, предполагающая определение эффективных механизмов управления процессами внедрения и применения новых форм и методов обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью их социальной адаптации и успешной интеграции в общество. Расширение научной тематики адаптивной физической культуры и спорта требует разработки новых методик, связанных с конверсией высоких спортивных технологий в эту сферу деятельности.
Цифровая трансформация образования представляет огромный интерес для вовлечения большого количества научных коллективов в исследования, связанные с использованием новейших компьютерных программ, техники и спортивного оборудования в исследованиях, направленных на разработку моделей активного долголетия. Так, коллектив ученых из Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского осуществляет разработку аппаратно-программного комплекса «Активное долголетие», в основу которого положена модель «Умного дома» стареющего человека, обеспечивающего организацию жизни пожилого человека, мониторинг состояния его здоровья с помощью применения методов биологической обратной связи.
Предложенные приоритетные направления научных исследований вузовской спортивной науки показывают свою актуальность в связи с изменяющимися запросами общества на здоровый образ жизни и завоевание побед в спорте высших достижений, что предполагает междисциплинарное взаимодействие в науке и практике и коллаборацию научно-образовательных коллективов.