Коммуникация как основа тренерской работы с подростками с девиантным поведением

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1
Кандидат психологических наук, доцент Е.С. Шамухаметова1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – определение уровня развития коммуникативных характеристик тренеров, определяющих эффективность их взаимодействия с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, разработка рекомендаций для организации эффективной коммуникации в тренировочном и соревновательном процессах.
Методика и организация исследования. В рамках исследовательской работы было проведено диагностическое обследование тренеров одной их спортивных школ г. Х (всего шесть человек). Использовались методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко); «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А.В. Карпов); Личностный опросник (К. Юнга).
Результаты исследования и выводы. В процессе диагностического обследования установлено, что у большинства респондентов отмечается наличие различных компонентов коммуникации, необходимых в профессии, однако для более устойчивого и эффективного взаимодействия тренеров с подростками им необходима психологическая поддержка и сопровождение по ходу организуемых тренировочного и соревновательного процессов. В статье представлен ряд рекомендаций по организации эффективной коммуникации тренера с подростками, демонстрирующими девиантное поведение.

Ключевые слова: подростки с девиантным поведением, коммуникация, тренеры, психологическое сопровождение тренировочного и соревновательного процессов.

Литература

  1. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 182 с.
  2. Жунусов Н. К. Развитая коммуникативная культура личности спортивного тренера как фактор достижения эффективных результатов в условиях снижения привлекательности профессии/Н. К. Жунусов // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 421–423. – URL: https://moluch.ru/archive/293/66442/(дата обращения: 16.04.2021).
  3. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с.
  4. Платонов К. К. Нормы общества и девиантное поведение / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1999. –149 с.
  5. Родермель Т. А. Физическая нагрузка в преодолении подростковой депрессии / Т. А. Родермель, М. В. Самойлова//Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сб. статей XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ.; под ред. С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. – Сургут, 2019. – С. 360–363.
  6. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение / М. И. Станкин. – М., 1993. – 86 с.
  7. Снесарь Е. А. Психологические упражнения, направленные на знакомство и сплочение группы/Сост. М. А. Снесарь, Е. А. Хорошавцева, Н. А. Попова // Серия «Актуальная спортивная психология».– Красноярск, 2013. – 36 с.
  8. Шамухаметова Е. С. Теоретико-практический ракурс особенностей депрессивных состояний у подростков/Е. С. Шамухаметова, Т. А. Родермель//Фундаментальные аспекты психического здоровья. – 2019. – № 1. – С. 163–167.