Формирование межнациональной толерантности у подростков-спортсменов

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Е. Савиных1
Кандидат педагогических наук, доцент Ш.Н. Муртазин1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – изучение вопросов подростковой толерантности и выявление влияния мероприятий воспитательного характера на подростков‑спортсменов, занимающихся в учреждении сферы физической культуры и спорта.
Методика и организация исследования. Предметом исследования выступает межнациональная толерантность подростков, занимающихся в МБУ Спортивная школа г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Исследование было организовано в естественных условиях тренировочного процесса с мая 2019 по март 2020 г. В эксперименте принимали участие 40 подростков различных национальностей, занимающихся в спортивной школе в отделениях мини-футбола и рукопашного боя. Авторами использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авт. С. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова, 2002).
Результаты исследования и выводы. Статистическая обработка результатов экспресс-опросника «Индекс толерантности» позволила установить, что обнаружены статистически значимые различия между исходными и конечными результатами в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности проведенных воспитательных мероприятий. Результатом формирования межнациональной толерантности у подростков‑спорт­сменов является приобретение и понимание ими важных жизненных ценностей, проявление терпимости, понимание того, что каждый человек волен выражать собственное мнение и производить действия, которые не противоречат закону страны, в которой он проживает. При этом каждая нация имеет свои неповторимые корни, традиции, установки, язык и является неотъемлемой частью нашего общего мира.

Ключевые слова: толерантность, подростки-спортсмены, воспитательный процесс, мероприятия по формированию межнациональной толерантности.

Литература

  1. Апресян Р. Г. Толерантность: уточнение понятий./Р. Г. Апресян. – URL: http://www.nrc.nnov.ru//docs/doc10.doc./(дата обращения: 28.03.2020).
  2. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности/Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой и др. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. – 112 с.
  3. Филиппов Ю. В. Через толерантность в спорте к толерантности в обществе: методическая разработка/Ю.В Филиппов. – СПб.: ИНФРА-М, 2015. – 210 с.