Адаптивная гимнастика в педагогической системе непрерывной физической реабилитации

Кандидат педагогических наук, доцент Ж.Е. Фирилева1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – показать возможность и необходимость применения средств адаптивной гимнастики в методике восстановления поврежденных функций и систем организма человека после инсульта.
Методика и организация исследования. Исследование по восстановлению здоровья человека после перенесенного инсульта проходило в шести медико-стационарных центрах Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 по 2019 г. Общее количество обследованных лиц, перенесших инсульт, составило 201 человек.
Результаты исследования и выводы. В экспериментальной группе пациентов отмечается достоверными изменениями пострадавших движений, с более высокими показателями по сравнению с контрольными группами (р < 0,05–0,01). Исследование уровня развития физических качеств показало положительное улучшение только в адаптивном периоде восстановления. Выполнение бытовых действий улучшается от первого периода восстановления к адаптивному периоду. При определении состояния когнитивных функций выявлено, что объем кратковременной памяти сохраняется у всех обследуемых пациентов, нестабильность возможного сохранения устойчивости внимания у лиц после инсульта, мыслительные процессы у данной категории лиц представляют затруднения только в более сложных заданиях.

Ключевые слова: адаптивная гимнастика, физическая реабилитация, принципы, методика восстановления движений, когнитивные и коммуникативные функции, психоэмоциональное состояние.

Литература

  1. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2‑х т. – Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов/под общ. ред. С. П. Евсеева. – 2‑е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.
  2. Пономарев Г. Н. Педагогические технологии современной системы непрерывной реабилитации постинсультных пациентов / Г. Н. Пономарев, Ж. Е. Фирилева // Теория и практика физической культуры, 2018. – № 8 (954). – С. 45–47.
  3. Фирилева Ж. Е. Методика обучения ходьбе в нейромоторной реабилитации человека/Ж. Е. Фирилева, П. В. Родичкин//Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 4 (72). – С. 18–21.
  4. Фирилева Ж. Е. Педагогические технологии домашней реабилитации при инсульте: монография/Ж. Е. Фирилева, О. В. Загрядская. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 242 с.
  5. Фирилева Ж. Е. Принципы физической реабилитации при восстановлении здоровья человека после инсульта/Ж. Е. Фирилева, Г. Н. Пономарев//Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11 (987). – С. 39–42.
  6. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие/Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.