Адаптация и особенности функциональных возможностей девушек-футболисток с нарушениями слуха в зависимости от квалификации и возраста

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Никифорова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Д. Журбина2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина3
М.В. Хотеева1
1Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва
2Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва
3Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – изучение адаптации лиц с нарушениями слуха в процессе спортивной тренировки на основе анализа психофизических и телесно-двигательных характеристик данной социальной группы.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в конце подготовительного периода годичного цикла. Под наблюдением находились футболистки с нарушениями слуха (n=51), которые в зависимости от квалификации и возраста были разделены на три группы. Средний возраст испытуемых составлял 17–25 лет, стаж занятий спортом – от одного года до 15 лет. Для оценки работоспособности футболисток с нарушениями слуха всех трех групп проводился тест Ф. Конкони. Изучались показатели: скорость бега на уровне анаэробного порога, ЧСС на уровне анаэробного порога, ЧСС максимальная. Программа исследования включала педагогическое тестирование уровня физической подготовленности по показателям бега со старта на 30 м, бега на 2000 м, прыжка в высоту с места без взмаха рук, прыжка в длину с места, тройного прыжка с места, «пистолетика» на толчковой ноге без опоры.
Результаты исследования и выводы. Обследование футболисток с нарушениями слуха разного уровня подготовленности и возраста выявили наиболее достоверные показатели для оценки их срочной и долговременной адаптации. Для оценки срочной адаптации организма наиболее информативны показатели: реакции сердечно-сосудистой системы на тестирующие нагрузки, в частности ступенчато-возрастающие. Параметры долговременной адаптации изменяются в зависимости от квалификации и возраста. Чем выше квалификация, тем выше уровень выносливости (Vat) – на 4,3 %, экономичность двигательной деятельности (ЧССat/ЧССmax x 100 %) – на 3,6 %, быстрее процессы восстановления (ЧСС) после привычной физической нагрузки – на 41 %.

Ключевые слова: адаптация, футбол, нарушения слуха, физическая, функциональная работоспособность.

Литература

  1. Епифанов В. А. Спортивная медицина/под ред. В. А. Епифанова, А. В. Епифанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 536 с.
  2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры/Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008–544 с.
  3. Никифорова О. Н. Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ)/О. Н. Никифорова, В. В. Чешихина//Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – № 2. – С. 48–54.
  4. Никифорова О. Н. Исследование показателей уровня социально-психологической адаптированности и физической подготовленности женской сборной России по футболу среди глухих/О. Н. Никифорова//Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 4 (76). – С. 47–51.
  5. Передельский А. А. Онтокинезиологический подход как актуальное направление развития спортивной науки/А. А. Передельский, А. А. Шляхтов, О. З. Ипатьева//Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 9. – С. 3–5.
  6. Передельский А. А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: Материалы 1‑го круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО/А. А. Передельский. – М.: РГУФКСМиТ, 2018. – С. 113–138.
  7. Поздеева Е. А. Сравнение темпов прироста показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности женщин молодого и зрелого возраста на начальном этапе занятий оздоровительной аэробикой/Е.А. Поздеева, И.А. Ивко // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16. – № 4. – С. 5–17.
  8. Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 147 от 27 марта 2013 г. «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол» [Электронный фонд правовой и научно-технической документации, система garant.ru].
  9. Селезнев В.В. Организационно-методические основы подготовки спортсменов с ограниченными возможностями в условиях специализированных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04/В.В. Селезнев. – М., 2013. – 25 с.