Взаимосвязь показателей уровня физической активности и культуры здорового образа жизни детей школьного возраста

ˑ: 

А.В. Малинин1
Д.Н. Пухов1
Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова2
Кандидат политологических наук Т.В. Долматова2
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

Цель исследования – выявить показатели, характеризующие особенности питания, гигиену полости рта и уровень физической активности детей школьного возраста.
Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования 4765 школьников обоих полов в трех возрастных группах (11, 13 и 15 лет) в 2017/2018 гг. Для оценки соответствия уровня физической активности детей школьного возраста необходимому для поддержания их физического здоровья уровню использовался показатель MVPA, предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Школьникам задавался вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день. В дальнейшем были отобраны две группы детей, в зависимости от числа дней в неделю, когда уровень их физической активности соответствовал MVPA не менее 60 мин в день. Первая группа получила обозначение MVPA3 (школьники, занимавшиеся три дня), вторая – обозначение MVPA7 (занимавшиеся семь дней).
Были проанализированы различия в ответах на вопросы анкеты, связанных с потреблением фруктов и овощей, гигиеной полости рта и ролью физической активности для улучшения здоровья для всех половозрастных категорий (11, 13, 15 лет, мальчики и девочки) в группах MVPA3 и MVPA7.
Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили установить выраженную связь таких компонентов здорового образа жизни, как рациональное полноценное питание, достаточный уровень физической активности для поддержания здоровья и сознательное отношение к физической культуре и спорту как очень важным условиям укрепления здоровья, выявленную во всех половозрастных группах детей школьного возраста. Это может свидетельствовать о наличии у школьников системы значимых факторов, характеризующих культуру здорового образа жизни. Вероятно, что важную роль в этом играет семья и ее установки на здоровый образ жизни, дающие живой пример и имеющие воспитательное значение для детей. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выявление роли школы и сверстников в формировании установки учащихся на здоровый образ жизни.

Ключевые слова: дети школьного возраста, уровень физической активности, особенности питания, гигиена полости рта, физическая активность, здоровый образ жизни.

Литература

  1. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет. Т. 1. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. 59 с.
  2. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет. Т. 2. Основные данные. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. 139 с.
  3. «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» ВОЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 12.01.2021).
  4. Маточкина А. И. Результаты и перспективы проведения исследований по международной научной программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»/А. И. Маточкина, А. В. Малинин, Д. Н. Пухов//Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3 (75). – С. 20–22.