Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент Л.П. Додонова
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск

Ключевые слова: явление труда, метод, фактор развития и подготовки к будущему.

Масштаб перемен, происходящих сегодня в социально-историческом развитии (СИР), и их растущее напряжение показывают неслучайность обострения борьбы сил противоположных. Эти перемены мы рассматриваем как период бифуркаций, смену эпох, в которой происходит преобразование старого мира как дальнейшее продвижение эволюции. В науке идет поиск новой цельности и универсальности в культурном пространстве человечества, выражающих общую черту современности. В этих условиях надо, чтобы познание человека успевало за прогрессом научно-технической революции, иначе неизбежно рушение. А ведь все наоборот: доля исследовательской активности мирового научного корпуса в форме публикаций, изучающих биологию и биохимию, составляет 7,5 % (4‑я в рейтинге), психологию и психиатрию – 2,87 % (12‑я в рейтинге), образование – 0,4 % (23‑я в рейтинге из 24), а клиническую медицину – 24,0 % (1‑я в рейтинге) [3].

Состояние образования как компонента культуры называют кризисным, и оно включает актуальную проблему развития человека (ПРЧ), решение которой связано со стратегией и тактикой развития педагогической науки и образовательной практики [8, 9], определяющих в итоге развитие страны. В педагогике сегодня не используется понятие «трудолюбие», а его понимание в [5, с. 293] имеет ограничения и сужает жизненное значение. Здесь конкретно выявляется необходимость обновления методологии педагогических исследований, компонентом которой является категориально-понятийный аппарат.

Цель исследования – определить значение явления труда для психофизической эволюции человека, специфику его проявления в образовании, включающем сферу физической культуры и спорта (ФКиС), и аргументировать положение о том, что труд есть метод и главный фактор развития и воспитания человека в социально-образовательных условиях и компонент производственно-экономической сферы страны.
 

Литература

  1. Додонова Л.П. Закон противоположностей, как основа взаимодействия и развития биосоциальных систем / Л.П. Додонова // Современная онтология-III: Категория взаимодействия. Материалы междунар. науч. конф. «Современная онтология-III: категория взаимодействия». – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. ун-та, 2009. – С. 371–379.
  2. Додонова Л.П. Философско-методологические аспекты природосообразной педагогики / Л.П. Додонова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 11.– С. 94–99.
  3. Маршакова-Шайкевич И.В. Тематический спектр исследовательской активности России: библиометрический анализ / И.В. Маршакова-Шайкевич // Вестник Российской Академии наук. – 2007. – Т. 77. – № 9. – С. 811–818.
  4. Назаров Ю.Н. К проблеме развития теоретико-познавательных основ наук о физической культуре / Ю.Н. Назаров, Е.В. Федотов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 17–21.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
  6. Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс / Ю.В. Сачков // Вопросы философии. – 2007. – № 3. – С. 76–89.
  7. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1988. – 1600 с.
  8. Терегулов Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия / Ф.Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 2. – С. 3–14.
  9. Фельдштейн Д.И. Проблемы повышения качества диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам / Д.И. Фельдштейн // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 1. – С. 3–9.
  10. Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы / С.М. Шугрин. – Новосибирск: Сиб. предприятие РАН «Наука», 1999. – 496 с.

Информация для связи с автором: lp_dodonova@mail.ru

Поступила в редакцию 8.10.2013 г.