Гендерные особенности полоролевых предпочтений межличностного выбора студентов

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: полоролевая социализация, половое поведение, полоролевая идентичность, гендерные предпочтения, гендерные роли, межличностный выбор.

Проблема полоролевой социализации – процесса, который определяет гендерную идентичность человека и формирование границ так называемого полового поведения, т. е. поведения, присущего представителю определённого пола, – сегодня становится всё более актуальной [5], и необходимость учёта гендерных особенностей выливается в потребность в организации политической [2] и экономической [1] стратегий, в решении социальных вопросов [3], проблем спорта [7, 8] и здоровья [4, 9], организации бытовых и семейных отношений [11], образования [10], науки [6] и ряда других вопросов.

Последние два десятилетия двадцатого столетия стали для российского общества периодом кризиса, связанного с ломкой привычных стереотипов в стиле и образе жизни, политическом и особенно экономическом укладе, что в итоге привело к необходимости переоценки устоявшихся норм социальной жизни и прежде всего сказалось на человеческих взаимоотношениях, неотъемлемой частью которых являются отношения мужчины и женщины, которые традиционно рассматривались именно как отношения полов. Изменения, происходящие в социуме, привели к осознанию того, что биологические характеристики пола не могут быть единственным объяснением различий социальных ролей мужской и женской половин, существующих в разных обществах, и как следствие возникло понятие «гендер», означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Сегодня уже однозначно не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли, на формирование и развитие которых у человека оказывают влияние общество, культура и закрепленные в них представления о содержании и специфике этих ролей.
 

Литература

  1. Базуева Е.В. Гендерная экономика – новое направление фундаментальной экономической теории / Е.В. Базуева // Экономическая наука современной России. – 2010. – № 3. – С. 51-64.
  2. Батлер Д. Гендерное регулирование / Д. Батлер // Неприкоснованный запас: дебаты о политике и культуре. - 2011. – № 2. – С. 11-29.
  3. Богатова Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола / Л.М. Богатова // Философия науки. – 2008. – № 6. – С.113-133.
  4. Браун Дж.В. Гендерные различия в здоровье // Дж.В. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 114-122.
  5. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: Опыт комплексного социологического исследования / под ред. Н,М. Римашевской. – М.: Наука, 2009. – 272 с.
  6. Наумова Т.В. Феминизация науки в современной России: за и против // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 1. – С. 43-57.
  7. Повзун А.А. Изменение неспецифической адаптоспособности организма спортсменов пловцов разного пола при длительных перелётах с востока на запад / А.А. Апокин, В.В. Апокин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 11. – С. 92-94.
  8. Повзун А.А. Сравнительный анализ изменения структуры биоритмов у спортсменов пловцов разного пола при длительных перелётах / А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.А. Родионов // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10 – С. 89-92.
  9. Повзун В.Д. Оздоровительная работа средствами физической культуры в детском дошкольном учреждении / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 8. – С. 83-86.
  10. Повзун А.А. Оценка уровня полоролевой социализации студентов факультета физической культуры на основе самоанализа их гендерных предпочтений / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Ю.А. Мулюкина // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 2. – С. 85-87.
  11. Шершень Т.В. Права равенства супругов: генезис и некоторые проблемы его реализации в современном семейном праве России / Т.В. Шершень // Российская юстиция. – 2010. – № 7. – С. 28-31.

Информация для связи с автором: аpokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 5.01.2014 г.