Влияние мышечных нагрузок на физическое развитие дошкольников

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Полунина
Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Московская область

Цель исследования – определить влияние мышечных нагрузок на физическое развитие дошкольников 6-7 лет.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в период с января по декабрь 2020 г. на базе дошкольного учреждения ДОО «Веснушки» г. Коломны, в котором приняли участие дети дошкольного возраста подготовительной к школе группы n=24, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Было проведено контрольное тестирование физической подготовленности дошкольников 6-7 лет в начале и в конце календарного года. Тесты двигательной подготовленности включали показатели, характеризующие уровень развития кондиционных двигательных способностей. Суть педагогического эксперимента заключалась в применении двух разнонаправленных комплексов упражнений. Один комплекс направлен на формирование двигательных умений, второй – тренирующий, направленный на совершенствование двигательного навыка.
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что программы занятий в основном анаэробного характера, основанные на применении нагрузок преимущественно аэробной направленности, способствуют улучшению двигательной подготовленности дошкольников 6-7 лет. Выявлены специфические адаптационные эффекты, касающиеся показателей двигательной подготовленности детей. Они характеризуются тем, что наибольшие приросты уровня развития двигательных способностей происходят под влиянием нагрузок преимущественно аэробной направленности. Неспецифические эффекты проявляются в том, что нагрузки разной преимущественной направленности вызывают значимые приросты всех показателей двигательной подготовленности.

Ключевые слова: дошкольники, умение, двигательный навык, комплекс упражнений.

Литература

  1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях / Н. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 6. – С. 37-48.
  2. Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, А.А. Осипенко, Э.Н. Несен и др. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
  3. Зайцева Г.А. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние детей при стрессе / Г.А. Зайцева, И.И. Криволапчук, С.А. Бондарева и др. // Новые исследования. – 2016. – № 2. – С. 31-38.
  4. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности / И.А. Криволапчук // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 1. – С. 76-87.
  5. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
  6. Полунина Т.И. Вариативность влияния дошкольного учреждения на формирование здоровьесбережения в семье как модели поведения ребенка / Т.И. Полунина // «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». – Матер. XХVII международной науч.-практ. конф. – Коломна, 2017. С. 646-648.
  7. Шеллнус М. Олимпийское руководство по спортивной медицине. – М.: Практика, 2011. – 672 с.