Проектирование физкультурно-оздоровительных программ физического воспитания студентов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Иванов
Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, Симферополь

Цель исследования – на основе сравнительного анализа учебных программ по физической культуре в вузах выявить подходы к оценке компетенций студентов в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методика и организация исследования. В рамках научной работы изучался опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ГБОУВО РК КИПУ им. Февзи Якубова и Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского».
Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ содержания современных физкультурно-оздоровительных программ в вузах свидетельствует о различных теоретико-методологических подходах, что в практической действительности затрудняет осуществление достоверной диагностики компетенций. В большинстве случаев используемый диагностический инструментарий имеет достаточно широкий спектр характеристик, не позволяющих достоверно оценивать компетентность в сфере оздоровления студентов. В одних физкультурно-оздоровительных программах доминируют разделы по основам медицинских знаний, в других представлены технологии и модели формирования здорового образа жизни, а большинство программ содержит психофизиологические и педагогические подходы к сохранению здоровья человека.
Следовательно, особенностями проектирования физкультурно-оздоровительных программ в вузах в современных условиях окружающей среды должны стать следующие характеристики: проблемность, вариативность и интегративность проведения физкультурно-оздоровительного процесса с учетом факторов современной окружающей среды; совокупность физкультурно-оздоровительных технологий и способов обучения студентов, направленных на достижение положительных показателей состояния основных систем организма; разработка системы контроля и управления физкультурно-оздоровительным процессом, позволяющей улучшить функциональное состояние основных систем организма и здоровья студентов.

Ключевые слова: здоровье, физкультурно-оздоровительная деятельность в высшей школе, окружающая среда, программы, проектирование.

Литература

  1. Акопова М.А. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля / М.А. Акопова // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 8-10.
  2. Аксенова О.И. Методология риска в оценке влияния экологических факторов на состояние здоровья населения / О.И. Аксенова // Социально-гигиенический мониторинг – практика применения и научное обеспечение: сборник научных трудов. – Ч. 2. М., 2000. – С. 187-192.
  3. Болотин А.Э. Содержательные и организационные аспекты формирования навыков здорового образа жизни у студентов вуза / А.Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 18-20.
  4. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах / В.Б. Брин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 352 с.
  5. Садовников Е.С. Развитие у молодежи мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности / Е.С. Садовников // Тео­рия и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 50-54.
  6. Хуббиев Ш.З. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / Хуббиев Ш.З. – СПб., 2014. – 236. – с 64.
  7. Югова Е.А. Проблемы формирования профессионального здоровья выпускников педагогических вузов / Е.А. Югова // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 2. – С. 102-104.