Формирование антидопинговой культуры как профессионально-спортивная проблема

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Т.М. Мелихова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Макарова1
Аспирант А.В. Макаров1
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Цель исследования – определить теоретико-методические аспекты формирования антидопинговой культуры студентов физкультурных вузов.
Методика и организация исследования. В Уральском государственном университете физической культуры был проведен теоретический анализ специальной и научно-методической литературы по проблеме исследования. Проанализированы статистические документы, отчетные материалы Российского антидопингового агентства РУСАДА и другие официальные источники.
Результаты исследования и выводы. В статье рассмотрены понятия «спортивная культура» и «олимпийская культура», предпринята попытка дать собственное определение понятию «антидопинговая культура». Авторами обозначены некоторые кризисные явления в спорте, связанные с нарушениями антидопинговых правил и подтвержденные статистическими данными РУСАДА. Предложена программа дисциплины в методике формирования антидопинговой культуры и антидопингового образования в целом у обучающихся вузов физкультурного профиля как будущих специалистов сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: спортивная и олимпийская культура, антидопинговая культура, будущие специалисты ФК и С, программа.

Литература

  1. Андриянова Е.Ю. Профилактика допинга в спорте: учеб. пособие для вузов / Е.Ю. Андриянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 134 с.
  2. Бадрак К.А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов : дис. … канд. пед. наук / К.А. Бадрак. СПбНИИФК. – Санкт-Петербург, 2012. – 180 с.
  3. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 7-16.
  4. Лубышева Л.И. Борьба с допингом в олимпийском спорте в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева // Спорт и спортивная медицина: мат. межд. науч.-прак. конф., посвященной 40-летию со дня основания Чайковского государственного института физической культуры. – Чайковский, 2020. – С. 240-245.
  5. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования / Л.И. Лубышева // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып. 6. – С. 41-44.
  6. Макаров А.В. Актуализация нарушений антидопинговых правил в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации / А.В. Макаров, Н.В. Макарова, Т.М. Мелихова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология: науч. журн. – Ялта, 2018. – Вып. 61. Ч. 4. – С. 207-210.
  7. Макаров А.В. К вопросу формирования антидопинговой культуры будущих специалистов физической культуры и спорта / А.В. Макаров, Т.М. Мелихова // Интеграция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в сфере физической культуры и спорта, посвященная 95-летию журнала «ТиПФК»: мат. науч. симпозиума, 4 декабря 2020 г. – М.: РГУФКСМиТ, 2020. – С. 74-78.
  8. Макарова Н. В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта / Н.В. Макарова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2019. – № 1 (21). – С. 3-12.
  9. Медведев Д.М. Организация медико-биологического обес­печения спорта высших достижений в зарубежных странах – олимпийских лидерах / Д.М. Медведев, А.В. Водопьянов, А.Д. Кисилев // Спортивная медицина. – 2016. – Т. 6. – № 2.– С. 102-105.
  10. Солдатенков Ф.Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.Н. Солдатенков. СГАФКСТ. – Смоленск, 2011. – 19 с.