Совершенствование спортивного мастерства при выполнении сложных равновесий у юниорок в упражнениях с булавами

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Е.В. Беклемишева
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – совершенствовать технику сложных равновесий у юниорок путем внедрения эффективного комплекса специальных средств на улучшение функции равновесия в тренировочный процесс в художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 20 девочек 13-15 лет, занимающихся в ГБУ СШОР № 25 Москомспорта, выступающих по программе КМС – кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике.
Были подобраны две группы гимнасток – контрольная и экспериментальная. Контрольная группа гимнасток тренировалась по стандартной общепринятой методике в художественной гимнастике. Экспериментальной же группе была предложена программа совершенствования равновесной подготовки с включением разработок некоторых методик с булавами, с балансировочной платформой и с резиновым эспандером.
Результаты исследования и выводы. После проведения экспериментальной методики совершенствования равновесной подготовки у 10 гимнасток экспериментальной группы на заключительных соревнованиях, где была задана трудность 7,6 балла, спортсменки смогли выполнить трудность движений тела 4,0, а предмета – 2,6, что в сумме составило 6,6 балла. Коэффициент трудности составил 0,87 балла. Таким образом, трудность увеличилась на 2,0 балла. Из расчетов коэффициента вариации показатель фактически выполненной трудности 10,75% указывает, что средняя степень рассеивания составляет от 10 до 20 % и выборка является однородной.
Проведенное исследование подтвердило правильность разработанной методики и доказало повышение показателей технической подготовленности на сохранение устойчивости равновесия под влиянием применения комплекса специальных упражнений с использованием предмета булавы, балансировочной подушки и резинового эспандера.

Ключевые слова: техника и техническая подготовленность, координационные способности и ловкость, классификация и основы техники упражнений с булавами, техника равновесий, шкала оценки технической подготовленности гимнасток.

Литература

  1. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Архипова // СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.,1998. – 24 с.
  2. Беклемишева Е.В. Контроль за хореографической подготовленностью в художественной гимнастике девочек 12-14 лет / Е.В. Беклемишева, И.А. Дубовицкая, Е.В. Шеряева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2018. – № 4. – С. 34-35.
  3. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика. Теория и методика / И.А. Винер-Усманова, – М.: Спорт,  2015. – 120 с.
  4. Карпенко Л.A. Художественная гимнастика / Л.A. Карпенко. – Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 382 с.
  5. Лисицкая Т.С. Взаимосвязь пластичности движений и волновой техники танца спортсменок в художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая, Пэн Цун, В.С. Маркарян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 3. – 27 с.