Технология непрофессионального физкультурного образования студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию

Фотографии: 

ˑ: 

Заслуженный тренер Украины, заслуженный преподаватель, доцент В.Н. Вилянский
Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту С.А. Черниговская
Государственное высшее учебное заведение «Национальный горный университет»,
Днепропетровск, Украина

Ключевые слова: педагогическая технология, непрофессиональное физкультурное образование, физическое воспитание, студенты, здоровье.

Введение. В последнее время украинские специалисты в области исследования проблем физического воспитания отмечают стойкую тенденцию к снижению показателей физического развития студенческой молодежи. Количество студентов, которых вследствие заболеваний освобождают от практических занятий по дисциплине «Физическое воспитание», в вузах Украины постоянно увеличивается [6]. В учебной программе «Физическое воспитание» для вузов III–IV уровней аккредитации указано, что данные студенты выполняют разделы учебной программы по теоретической и методической подготовке.

Цель таких занятий – становление деятельной личности, умеющей заботиться о своем здоровье. Однако необходимо отметить, что соответствующие инновационные технологии, которые бы устанавливали педагогические требования и содержание, формы и методы организации результативного образования студентов в ходе освоения дисциплины «Физическое воспитание», разработаны недостаточно.

Проведенный теоретический анализ выполненных ранее исследований показал, что еще в начале 90‑х гг. в докторских работах В.В. Приходько и Л. И. Лубышевой были заложены основы физкультурного образования студентов [4, 5]. Эти работы стали основополагающими для дальнейших исследований в области формирования физической культуры личности. В настоящее время в совершенствовании процесса физического воспитания выделяют три главных подхода: спортивно-ориентированный, личностно ориентированный и средо-ориентированный [3].

Литература

  1. Белых С.И. Ценность здоровья в структуре личности студента: от деклараций к деятельности здравостроительства / С.И. Белых // Теорія і практика фізичного виховання. Наук.-метод. журнал. – 2011. – № 3. – С. 369-375.
  2. Бобырева М.М. Самостоятельная работа студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре в вузе / М.М. Бобырева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: матер. 13-го междунар. науч. конгр. (Алматы, 7-10 октября 2009 г.): в 2 т. – Алматы, 2009. – Т. 1. Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта. – С. 468-470.
  3. Ключкина Г.О. Современные походы к организации учебного процесса непрофессионального физкультурного образования / Г.О. Ключкина: сб. матер. Российской науч.-практ. конф. с междунар. участием «Модернизация физического воспитания и спорта в Российской Федерации», 6-10 сентября 2010 г. / Ред. В.М. Баршай, С.Н. Литвиненко. – Ростов-на-Дону, 2010. – С. 46-48.
  4. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. … докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. – М., 1992. – 53 с.
  5. Приходько В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): дис. … докт. пед. наук / В.В. Приходько. – М., 1991. – 416 с.
  6. Черниговская С.А. Инновационная технология непрофессионального физкультурного образования студентов, освобожденных от практических занятий по «Физическому воспитанию»: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Черниговская. – Днепропетровск., 2012. – 21 с.
  7. Черниговская С.А. Организация самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий «Программа 100 минут»: учеб. пособие / С.А. Черниговская. – Днепропетровск : НГУ, 2011. – 63 с. (укр. яз.)
  8. Ямалетдинова Г.А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: дис. …докт. пед. наук / Г.А. Ямалетдинова. – М., 2009. – 421 с.

Информация для связи с автором: v_vilyansky@mail.ru

Поступила в редакцию 12.12.2013 г.