Синергия спорта и танца в аспекте антропологической онтологии

ˑ: 

Кандидат философских наук, доцент Н.В. Осинцева1
Кандидат философских наук, доцент И.А. Муратова1
Кандидат философских наук, доцент А.А. Лукьяненко1
1Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Цель исследования – провести анализ танцевального спорта как феномена культуры в аспекте антропологической онтологии для понимания сущности и определения перспектив развития этого направления.
Методика и организация исследования. В данном эксперименте были рассмотрены работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам теории спорта, истории культуры, философии, эстетики. Компаративный метод и системно-структурный подход позволили выявить сущностные характеристики спорта, танца и танцевального спорта. Понимание танцевального спорта как более сложного феномена, чем простое объединение спорта и танца, опирается на синергетический подход.
Результаты исследования и выводы. Танцевальный спорт является относительно новым образованием, недостаточно исследованным феноменом современной культуры. Антропологическая онтология рассматривает спорт шире, чем зрелище, и танец – шире, чем вид искусства. Это позволяет выявить разные онтологические основания спорта и танца в моменте формирования западного типа культуры. Основополагающим признаком синергии спорта и танца выступает телесность человека, где тело одновременно является и границей, и способом человеческого бытия. Танцевальный спорт – это не просто заимствование имманентных атрибутов спорта и танца, но синергия этих явлений. Получается, что в данном контексте сочетание спорта и танца привело не к их суммарному слиянию, а к рождению нового глубокого явления со своими специфическими свойствами. К эмерджентным свойствам танцевального спорта можно отнести амбивалентность эстетической агональности, свободы и детерминизма, эмоционально-физического выражения.

Ключевые слова: танцевальный спорт, агональность, онтология, танец, телесность.

Литература

  1. Костецкий В.В. ΟΡΧΗΣΙΣ&ΧΑΡΙΣΙΣ: Когда танец больше, чем танец / В.В. Костецкий, Н.В. Осинцева // Эстетическая антропология: Коллективная монография. – Тюмень: «Вектор Бук», 2007. – С. 163-196.
  2. Крухмалева К. Современное состояние вида спорта «спортивные танцы»: перспективы включения в программу Игр Олимпиады / К. Крухмалева // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 77-80.
  3. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.
  4. Лукиан. О пляске / Лукиан // Диалоги. Недиалогические жанры. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2005. – С. 653-673.
  5. Осинцева Н.В. Танец в аспекте антропологической онтологии: дис. … канд. философ. Наук / Н.В. Осинцева // Тюменский государственный университет, Тюмень, 2006.
  6. Передельский А.А. История развития спортивных танцев в мировой и отечественной практике / А.А. Передельский, К. Крухмалева // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 12. – С. 49-51.