Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова1
О.А. Подольская1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Цель исследования – экспериментально доказать эффективность использования средств адаптивной физической культуры в коррекции нарушений психофизического развития у старших дошкольников с нарушениями речи (дизартрия).
Методика и организация исследования. В ходе исследования были определены две группы детей 6-го года жизни с дизартрией (15 человек в каждой). В эксперименте использовались средства адаптивной физической культуры, которые включали артикуляционную, дыхательную голосовую гимнастику, мимическую мускулатуру, пальчиковый игротренинг и упражнения для развития мелкой моторики, кинестетических, ориентационных, координационных способностей и функции равновесия. Применяемые компоненты лечебной физической культуры направлены на преодоление нарушений психофизического состояния и профилактику вторичных дефектов при дизартрии. При отборе средств АФК учитывался принцип первичности дефекта при дизартрии. Это способствовало выработке компенсаторных возможностей организма для реализации статических, динамических, координационных функций. Разработанный комплекс физических упражнений обеспечивал овладение двигательными умениями, способствовал активизации психических процессов, инициированию познавательной деятельности.
Результаты исследования и выводы. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что при использовании средств АФК не только в рамках образовательной области «Физическая культура», но и в содержании других образовательных областей и повседневной деятельности, у старших дошкольников с дизартрией наблюдается развитие тех функций, которые на начальном этапе были слабо выражены.

Ключевые слова: психофизическое развитие, психофизическое состояние, старший дошкольник, нарушения речи, дизартрия, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ, 2006. – 319 с.
  2. Добрынина Ю.А. Содержание и направленность методики коррекции дизартрии у детей 4-5 лет средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Добрынина. – Смоленск, 2012. – 22 с.
  3. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001. – 100 с.
  4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2016. – 127 с.