Психофизические особенности детей с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Бакай1
Кандидат философских наук, доцент Н.П. Константинова1
Кандидат биологических наук, доцент В.П. Карташев1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – выявить психофизические особенности детей 5-6 лет с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Методика и организация исследования. Научные разработки проводились на базе ГБОУ ДОУ комбинированного вида № 809, ГБОУ ДОУ компенсирующего вида № 2185, ГОУ ЦРР № 1678, ЦАО и СВАО г. Москвы. В исследовании участвовало 99 детей дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. Для участия детей в эксперименте были получены письменные согласия родителей. В рамках данного исследования было проанализировано 99 карт диспансерного наблюдения. Методом случайной выборки были отобраны три группы: две экспериментальные группы – А и В и одна контрольная группа – С. Контрольная группа С включала 48 детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе (22 девочки и 26 мальчиков). Первая экспериментальная группа А была составлена из 27 детей (13 девочек и 14 мальчиков). Во вторую экспериментальную группу B вошло 24 ребенка (13 девочек и 11 мальчиков). У детей экспериментальных групп А и В на момент исследования стоял диагноз функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей смешанной формы в стадии неполной ремиссии). В качестве методов диагностики состояния детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями ЖКТ были применены: медико-биологические методы, показатели состояния здоровья детей. Для выявления уровня психофизических особенностей детей дошкольного возраста использовалась проективная методика «Рисунок несуществующего животного».
Результаты исследования и выводы. В рамках изучения выявлено отставание показателей физического развития у детей дошкольного возраста с функциональными заболеваниями ЖКТ экспериментальных групп А и В, по сравнению с детьми контрольной группы С, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, что свидетельствует о необходимости рационализации и совершенствования коррекции состояния здоровья детей соответствующего контингента. Помимо отставания показателей физического развития выявлены следующие психологические особенности детей экспериментальных групп: тревожность была отмечена у 46 детей, депрессия – у 24 детей, агрессия – у 16 детей, астения – у 9 детей.

Ключевые слова: дошкольники, физическое развитие, здоровье детей, дисфункциональные нарушения желудочно-кишечного тракта.

Литература

  1. Бакай (Сязина) И.Н. Особенности физической реабилитации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения при нарушениях билиарной системы / И.Н. Бакай (Сязина) // Социальная политика и социология. – 2013. – № 4-1 (96). – С. 87-92.
  2. Зайцева О.В. Современные представления о лечении детей с дискинезиями желчевыводящих путей / О.В. Зайцева, Г.А. Самсыгина и др. // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. – 2010. – С. 8-11.
  3. Нижевич А.А. Современные подходы к лечению функциональной диспепсии в детском возрасте / А.А. Нижевич и др. // Вопросы детской диетологии. – 2017. – Т. 3. – № 15. – С. 5-11.
  4. Свиридова Т.В. Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения / Т.В. Свиридова, С.Б. Лазуренко, А.Л. Венгер и др. // Вестник РАМН. – 2015. – Т. 70. – № 5. – С. 519-525.
  5. Шапкина О.А. Значение медицинской реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения для повышения функциональных резервов организма / О.А. Шапкина, Е.И. Шабунина // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2015. – № 6. – С. 45-48.
  6. Эрдес С.И. Функциональные нарушения органов желудочно-кишечного тракта у детей, актуальные подходы и практические наработки / С.И. Эрдес // Лечащий врач. – 2020. – № 9. – С. 36-43.