Научно-педагогическая школа как вид интеграции образовательной и научной деятельности в высшем физкультурном образовании

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, директор департамента науки, образования и инноваций Министерства спорта Российской Федерации С.П. Евсеев, Москва
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ректор НГУ им. П.Ф. Лесгафта
В.А. Таймазов 

Доктор педагогических наук, профессор Н.Г. Закревская
Доктор педагогических наук, профессор С.С. Филиппов
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: П. Ф. Лесгафт, научно-педагогические школы, университет, интеграция, наука, образование, воспитание.

В высшем профессиональном образовании отечественные научно-педагогические школы (НПШ) всегда занимали и продолжают занимать заметное место в совершенствовании подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйственного комплекса страны, в решении крупных научных проблем. Не является исключением данная ситуация и для сферы физической культуры и спорта [3].

Цель данной статьи – показать роль НПШ НГУ им. П. Ф. Лесгафта в интеграции науки и высшего физкультурного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего определимся с понятием НПШ. В постановлении Правительства Российской Федерации дано следующее определение: «ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных с проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью» [7].
Сегодня, как отмечается в работе [4], основной базой с инфраструктурой для научных школ являются университеты, где в рамках кафедр появляются, формируются и развиваются научные направления под руководством ведущих ученых – докторов наук, профессоров.
И, наконец, еще одно определение, данное в работе [2].

Литература

  1. Горелов А.А. Научная работа в СПбГУФКе им. П.Ф. Лесгафта: становление, состояние и перспективы / А.А. Горелов, С.М. Ашкинази // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 10. – С. 22-26.
  2. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) / О.Ю. Грезнева; РАО, Институт теории образования и педагогики. – М.: Изд-во РАО, 2003. – 69 с.
  3. Евсеев С.П. Научно-педагогические школы университета как фактор модернизации высшего физкультурного образования / С.П. Евсеев, В.А.Таймазов, С.С.Филиппов // Высшее образование в России. – 2013. – № 7. – С. 15-21.
  4. Закревская Н.Г. К вопросу о развитии научных школ / Н.Г. Закревская // Материалы Университетской науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. – СПб., 2013. – С. 16-20.
  5. Курамшин Ю.Ф. Возникновение и развитие теории физической культуры / Ю.Ф. Курамшин // Научно-педагогические школы университета / Научные труды. Ежегодник-2013. – СПб., 2013. – С.77-91.
  6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / Президент Российской Федерации // Администратор образования. – 2013. – № 3. – С. 2-96; № 4. – С. 11-45.
  7. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования: приказ от 25 октября 2011 г. № 2267 / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // Справочно-правовая система «Консультант+».
  8. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации: Постановление от 27 апреля 2005 г. № 260 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.05.2009 № 443, от 08.09.2010, от 06.06.2012 № 561) / Правительства Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант+».
  9. Орехов Е.Ф. Развитие научных школ университета в аспекте процедуры государственной аккредитации / Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Материалы Университетской науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. – СПб., 2013. – С. 7-13.
  10. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон: принят Гос. Думой 16 ноября 2007 г. // Сборник официальных документов и материалов. – 2007. – № 12. – С. 3-35.
  11. Пронин С.А. Монизм научной школы НГУ им. П. Ф. Лесгафта / С.А. Пронин // Материалы Университетской науч.-практ. конф., посвященной 175-летию со дня рождения профессора П.Ф. Лесгафта: от научной школы П.Ф. Лесгафта к современным школам университета. – СПб., 2013. – С. 69-72.
  12. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. – 2009. – № 3 (27). – С. 3-32.
  13. Таймазов В.А. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / В.А.Таймазов, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Марьянович. – СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. – 480 с.

Информация для связи с автором: prorektor_zao@mail.ru

Поступила в редакцию 22.11.2013 г.