Методы обучения приемам борьбы лежа (партера) глухих самбистов

ˑ: 

А.В. Жалилов1
Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1
Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1
1Российский государственный социальный университет, Москва

Цель исследования – систематизация методов обучения борьбы лежа (партера) для глухих самбистов.
Методика и организация исследования. Были проанализированы научно-методические работы по самбо, опыт работы в Ивановской коррекционной школе-интернате № 1 с глухими подростками и определены наиболее доступные и эффективные методы обучения техническим действиям для глухих борцов-самбистов в борьбе лежа.
Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования были определены две основные группы методов при работе с глухими самбистами, к первым были отнесены наглядные: показ упражнения, демонстрация схем, рисунков, плакатов, табличек. Во вторые специфические методы обучения вошли: применение дактильного языка, четкое проговаривание фраз и команд, хорошо считывающихся с губ, выразительная артикуляция педагога при объяснении учебного материала, использование спортивных жестов борьбы самбо и специально разработанных жестов для глухих борцов, воздействие световых и вибросигналов (включение и выключение света в спортивном зале, удар рукой или ногой по ковру). Технические действия борьбы лежа (партера) были систематизированы и разделены на две основные группы: атакующие и защитные приемы. Атакующие приемы были распределены следующим образом: удержания (удержания сбоку, поперек, со стороны головы, верхом), болевые приемы (рычаг локтевого сустава через бедро, «узел» плечевого сустава, ущемление ахиллова сухожилия), вспомогательные атакующие действия (переводы из стойки в положение партера или из положения на коленях в положение на спине), перевороты (захватом руки, захватом руки и ноги, рычагом, захватом ног и упором в таз, опрокидыванием). Защитные действия включали следующие элементы: уходы от удержаний (вращением, уход через «мост», захватом шеи и упором руки в живот, отжиманием головы противника, сбиванием в сторону), уходы от болевых приемов (освобождением атакующей конечности, забеганием, выходом в стойку).

Ключевые слова: борьба лежа, глухие самбисты, методы обучения, тренировочный процесс.

Литература

  1. Емельянов В.Ю. Становление самбо для глухих в России / В.Ю. Емельянов // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 2 (66). – С. 1.
  2. Жалилов А.В. Методика занятий борьбой самбо с детьми 12- 14 лет, имеющими нарушения слуха / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 5 (147). – С. 45-50.
  3. Жалилов А.В. Коммуникативное взаимодействие с глухими борцами в процессе тренировочных занятий / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3 (969). – С. 57
  4. Жалилов А.В. Проблемы и перспективы развития самбо для лиц с нарушением слуха в России / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – №  11 (117). – С. 49-55.
  5. Иванов Д.А. Элементы техники самбо как норматив всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Д.А. Иванов, Г.М. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и туризма. – 2015. – № 1-2. – С. 99-105.
  6. Кадочкин А.Н. Эффективность совместных учебно-тренировочных занятий физически здоровых дзюдоистов и спортсменов с нарушением слуха / А.Н. Кадочкин, Р.З. Валеев, Л.Е. Савиных // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 8. – С. 86-88.