Развитие двигательных качеств студентов в процессе занятий физической культурой с учетом принципа индивидуализации

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор И.А. Родионова1
Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Шалупин1
1Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), Москва

Целью исследования – изучить индивидуализированные механизмы развития двигательных качеств.
Методика и организация исследования. В рамках данного исследования использованы методики А.Ю. Гиринской (с соавт.) для определения психофизиологических проявлений свойств индивидуальности. Диагностировались такие показатели: «быстрота и точность (отсутствие ошибок преждевременного реагирования) простой двигательной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота и точность реакции выбора». При диагностике также использовался цветовой тест Люшера «Таблица основных цветов». Исследование проводилось в МГТУ ГА в течение одного учебного года с участием 86 студентов третьего курса с целью обоснования применения средств и методов развития двигательных качеств у студентов с различными индивидуальными особенностями.
Результаты исследования и выводы. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые основываются на когнитивных, двигательных или комплексных воздействиях и формируют их специальные двигательные возможности. Психофизиологические свойства студентов проявляются в показателях психовегетативной активности, динамики сенсомоторных качеств, особенности адаптации к различным видам учебной деятельности. Индивидуализированная подготовка студентов реализуется с помощью специальных физических упражнений, которые строятся на основных положениях фитнес-подготовки.

Ключевые слова: индивидуализация, фитнес-подготовка, физические нагрузки, физическая культура, двигательные качества.

Литература

  1. Гиринская А.Ю. Когнитивная сфера спортсмена (теория и практика) / А.Ю. Гиринская, Н.В. Кухтова, Е.В. Мельник и др. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. – 80 с.
  2. Люшер М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с.
  3. Родионов А.В. Системное исследование психического состояния при экстремальной деятельности / А.В. Родионов // Системная психология и социология. – 2011. – № 4. – С. 106-114.